20.07.2009 04:00
Культура

Кинорежиссер Татьяна Лиознова отмечает 85-летний юбилей

Татьяна Лиознова отмечает юбилей
Текст:  Александр Гельман
Российская газета - Столичный выпуск: №131 (4955)
Читать на сайте RG.RU

Татьяну Михайловну Лиознову можно сравнить с крупным военачальником: вот уже многие десятилетия ее творческой воле подчиняются миллионы людей.

Она обладает поразительным свойством: чувством безошибочности. Это писатель может хоть сто раз переделывать, переписывать свое произведение, пока не добьется желанного результата, кинорежиссер такой возможности не имеет. Он должен безошибочно найти литературный материал для фильма. Безошибочно выбрать актеров, оператора, художника, композитора. Он должен на съемочной площадке безошибочно выстраивать мизансцены, безошибочно рассчитать соотношение крупных, средних и общих планов и еще многое, многое другое делать безошибочно. Во время съемок фильма по моей пьесе "Мы, нижеподписавшиеся" я имел возможность наблюдать, как Татьяна Михайловна работает: талантом безошибочности она владеет просто сказочно. Все, что она делала во время подготовки режиссерского сценария, каждодневно на съемочной площадке, отличалось необыкновенной четкостью - четкость мысли, четкость жеста, четкость требований к окружающим, четкость гражданской позиции. Но это не механическая, иссушающая душу четкость, ее четкость полна страсти, энергии, творческой свободы.

Когда нашу картину посмотрело телевизионное начальство, возник довольно длинный список замечаний, в основном цензурного свойства. Лиознова список изучила, позвонила в "Останкино": это, это и это я сделаю, больше ничего делать не буду. Ее упрашивали, кто-то даже голос на нее повысил, но она портить картину не стала. Начальство смирилось.

Чем дальше отступают в прошлое годы, когда Татьяна Михайловна создавала свои замечательные фильмы, тем отчетливее понимаешь ту их особенность, которая делает их востребованными спустя многие десятилетия: почти каждая ее картина имеет некую главную, доминантную интонацию, ведущую мелодию, затрагивающую вечные движения души.

"Три тополя..." - мелодия высокого сожаления: прекрасные люди неспособны счастливый случай превратить в счастливую жизнь. Она не спустилась к нему, он не поднялся к ней. Это - одно из самых распространенных человеческих сожалений. Велико значение интонации в "Семнадцати мгновениях..." - во многом она задается и поддерживается закадровым голосом. Все время звучит тема непрекращающейся, все возрастающей, нависшей над героем опасности быть уничтоженным. Мелодия высокого человеческого сочувствия сопровождает этот сериал от начала до конца. В "Нижеподписавшихся" - интонация напрасных усилий честных людей добиться справедливости. Как бы победа ни казалась близка, она все равно ускользнет, сбежит через вагонное окно, как герой Янковского. Какая-то надежда вроде бы теплится, но, увы, она так и останется надеждой. Такова судьба многих человеческих надежд - из реальных они превращаются в вечные.

Как человек, как режиссер Лиознова хочет, чтобы в трудной, полной противоречий, невзгод жизни люди решительнее, увереннее отстаивали свое человеческое достоинство. Она старается в этом им помочь, понимает, что они нуждаются в такой помощи.

Дорогая Татьяна Михайловна, дорогая Таня! Ты создаешь замечательное кино, которое счастливы снова и снова смотреть не только люди старшего поколения, оно пользуется и неизменным вниманием молодежи. Дай бог тебе здоровья, чтобы ничего не мешало тебе радоваться заслуженной славе, признанию миллионов зрителей, которые в эти твои юбилейные дни думают о тебе, приветствуют тебя, восхищаются твоим талантом.

Кино и ТВ Праздники