28.07.2009 03:30
Экономика

Эксперты: В кризис выиграли компании, рискнувшие вывести на рынок новую продукцию

Российские компании кризиса испугались - и проиграли, считает экономист Михаил Дмитриев
Текст:  Анастасия Сальникова
Российская Бизнес-газета - : №28 (712)
Читать на сайте RG.RU

Мировые компании публикуют финансовые итоги за первое полугодие. Становится понятным: кризис коснулся не всех. Компании, рискнувшие вывести на рынки в кризис новую продукцию, - в прибыли. Российских среди них мало. Чистая прибыль LG Electronics возросла во втором квартале на 62,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По словам представителей LG, одной из главных причин стал выход новых моделей на рынок.

Но так не у всех. К примеру, чистая прибыль норвежской телекоммуникационной компании Telenor во втором квартале 2009 года упала на 61% , составив 150 миллионов евро. Telenor остается завидовать стабильности нидерландской телекоммуникационной компании Royal KPN N.V., чистая прибыль которой в первом полугодии 2009-го не изменилась и составила 687 млн евро - такие данные содержатся в отчете компании. Правда, выручка снизилась на 5,9% и составила 6,81 млрд евро. Чистая прибыль KPN во II квартале 2009 года выросла на 4,8% - до 370 млн евро против 353 млн евро годом ранее, а выручка за этот же период снизилась на 6,9% и составила 3,41 млрд евро.

Аналитики Hyundai прогнозировали снижение чистой прибыли до 345 млн долларов и ошиблись. Во втором квартале Hyundai зарегистрировала рекордную чистую прибыль - $650 млн. По итогам второго квартала 2009 года чистая прибыль компании увеличилась на 48% - до 650 миллионов долларов, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на заявление компании. Получение рекордной чистой прибыли объясняется прежде всего увеличением прибыли совместного предприятия Hyundai Motor Co. и корпорации Kia Motors в КНР. Что касается ситуации в России, то на нашем рынке практически не оказалось успешных игроков. Как почти не оказалось и таких, кто готов вывести новую линию продукции в разгар кризиса. Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок, считает это закономерным, а исключения - очень показательными:

- Выход на рынок с новой линией продукции - это прерогатива обрабатывающей промышленности, - сказал Дмитриев "РБГ", - тогда как в России высока доля добывающих отраслей. Выдумать принципиально новый продукт в сырьевой отрасли - сложнее, чем в обрабатывающей.

Отдельные успехи подтверждают этот вывод, считает он: "При выводе новой линии продукта в России огромную роль играют прямые иностранные инвестиции и импорт технологий". Те, кто этим занялся, преуспел. Так, машиностроительный завод в Тамбовской области в этом году запустил новую линейку тракторов с использованием немецких комплектующих, и на эти трактора имеется платежеспособный спрос как минимум на три года вперед по линии агролизинга. В втором квартале этого года, в самый разгар кризиса, российские машиностроительные предприятия увеличили экспорт машин и оборудования почти на 20%. Другим примером могут послужить поставщики экологичной мебели из Республики Татарстан, которым удалось выйти на немецкий рынок благодаря компании Ikea. В Калужской области на полную мощность в первом квартале вышла линия по сборке грузовиков "Вольво" и принято решение о досрочном вводе еще одной линии по сборке грузовых моделей "Рено", которые заняли выгодные ниши на рынке специализированных грузоперевозок.

Остается сожалеть, что модернизационный тренд коснулся далеко не всех, подытоживает эксперт.

Промышленность Макроэкономика Крупные компании