Вчера министр юстиции России Александр Коновалов выступил с неожиданным предложением: создать своеобразные "цитадели правосудия", "суды-крепости", где могли бы слушаться дела против мафии.
По замыслу министра, "за высокими стенами" будут защищены все участники процесса - от судьи до последнего свидетеля. Туда будут поступать только особо важные дела, не зависимо от того, где совершались преступления. Ведь не всегда можно провести в районном суде процесс против какого-нибудь крестного отца.
Самый свежий пример - процесс против так называемого ночного губернатора Санкт-Петербурга Барсукова-Кумарина. Для его задержания выезжал в полной тайне спецназ из Москвы. Задержанного тут же отвезли в столицу, в специзолятор "Матросская Тишина". Ведь, по мнению правоохранительных органов, для этого обвиняемого стены тюрем Санкт-Петербурга слишком прозрачны. А для рассмотрения дела в Москву приехали люди в мантиях Северной столицы, создав тем самым прецедент. В перспективе же для подобных дел в стране могут появиться специальные центры. На время процесса судьи и свидетели будут находиться под круглосуточной охраной и, возможно, даже жить там. Конечно, пока речь идет об идее. Существует масса вариантов, где и как будут располагаться цитадели правосудия. Например, в центрах федеральных округов. Или в двух-трех (четырех-пяти) небольших городах, где легче обеспечить безопасность. Или хватит одной "крепости" - в Москве? Все эти вопросы еще предстоит решить.
|
Видео: Виктор Васенин |
Кроме того, Александр Коновалов полагает, что должны быть расширены полномочия гособвинителей.
Специальные прокурорские чиновники должны вступать в дело не в самый последний момент - при его передаче в суд, а гораздо раньше. Возможно, даже до возбуждения уголовного дела, на стадии дознания или оперативно-розыскных мероприятий. Задача прокурора в этом случае - определить лиц, кому нужна государственная защита, в том числе новое имя, новая квартира или, может быть, новая внешность.
А обеспечивать спокойный сон ценному свидетелю должны в том числе и судебные приставы. По словам министра, их полномочия должны быть расширены, и службе надо поручить охрану участников процесса за пределами суда. Конечно, вместе с другими правоохранительными органами. Для этого Александр Коновалов предлагает частично наделить приставов правами на оперативно-розыскную деятельность.
На самом деле это очень старый вопрос, и спор о том, можно ли создать в государстве еще одно ведомство с, условно говоря, тайными агентами, идут давно. Пока ни одна точка зрения не победила окончательно. Кто-то считает, что приставы и так могут обращаться за помощью в милицию и ФСБ, и те все сделают сами. Другие эксперты парируют: спецслужбы и так завалены своей работой. Некоторое время назад решение вопроса было отложено, но сейчас идея вновь у всех на устах. Обсуждается компромиссное предложение: дать приставам усеченные права на оперативно-розыскную деятельность. Например, функции наружного наблюдения и установки прослушки у них не будет.
А систему наказаний планируется радикально изменить. Предполагается, что в стране появится сеть арестных домов. Там будут отбывать небольшой срок - 2-3 месяца - не опасные для общества люди. Не преступники, а нарушители: часть уголовных преступлений перейдет в разряд административных правонарушений.
Отбыв наказание, нарушители будут выходить на свободу не только с чистой совестью, но и без пятен в биографии. Административное наказание судимостью не является. А значит, если человек осознал и исправился, ему везде открыты двери. Если нет, с ним будет другой разговор.
Для осужденных по Уголовному кодексу планируется создать своего рода систему раздельного проживания. Тех, кто получил срок за не столь опасные для общества преступления, и не потерян для общества, направят в зоны облегченного режима. По словам министра юстиции, это будет симбиоз между современными колониями-поселениями и спецкомендатурами, наподобие тех, что существовали в советские времена.
Матерым уголовникам, напротив, поблажек ждать не приходится. Для них скорее всего приготовят дополнительные камеры: планируется чаще применять тюремный режим, когда люди заперты в четырех стенах, и на мир смотрят сквозь решетку.
Однако в новой правовой системе, по замыслу минюста, повысится роль не только гособвинителей и приставов, но и адвокатов. По мнению экспертов ведомства, сегодня армия защитников разделена. Существуют высококлассные специалисты, большинство из которых, к слову, очень дороги. Есть просто хорошие адвокаты. Но существуют и дилетанты, от которых больше вреда, чем пользы. Отдельная же категория защитников по сути работает коррупционными посредниками: учат клиентов, кому и сколько надо заплатить, и с удовольствием сами передают конверты по адресу.
Министр юстиции предложил радикально изменить систему: вернуть институт стряпчих. Это будут помощники адвокатов, младшие защитники. Они смогут оказывать первую юридическую помощь: проконсультировать, составить нужную бумагу, но не больше. А чтобы стать полноценным адвокатом, придется сдать экзамен, и потом регулярно подтверждать квалификацию. Один из вариантов: экзамены адвокатам придется пересдавать каждые пять лет, чтобы оставаться в профессии.
Зато именно таким адвокатам будет облегчен доступ к судейской мантии. Сегодня судей чаще набирают из бывших следователей, прокуроров, а также бывших работников аппарата суда. Отсюда и определенный уклон правосудия, когда обвинение получает невидимую фору. Поэтому после того, как требования к адвокатам будут усилены, и защитники станут юридической элитой, для них откроются новые карьерные возможности.
Александр Коновалов, министр юстиции РФ
- Продолжена работа по созданию необходимых правовых и социально-экономических предпосылок для поступательного развития уголовно-исполнительной системы, что позволило приблизить пенитенциарную деятельность России к международным стандартам. В первом полугодии 2009 года принято пять федеральных законов и осуществлялись мероприятия по правовому сопровождению 11 проектов федеральных законов, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительной системы. Реализуется курс на гуманизацию уголовно-исполнительной политики, создании эффективной системы ресоциализации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.