Закончился прием заявок на Национальный телевизионный конкурс "ТЭФИ-2009". И уже в конце августа восемь профессиональных Гильдий, состоящих из членов Академии Российского телевидения, будут определять тройки финалистов и выбирать победителей путем тайного голосования.
Телеакадемия в течение этого года работала в достаточно непростых условиях: в 2008 году вовсю циркулировали слухи об ее распаде, и даже прошли перевыборы президента - Владимира Познера сменил Михаил Швыдкой. Как работалось, что происходит сейчас и чего нам ждать от церемонии, которая пройдет в Санкт-Петербурге в конце сентября, "РГ" рассказал член Правления Академии Российского телевидения Александр Акопов.
Российская газета: Александр Завенович, говорят, ТЭФИ в этом году оживает: новые условия работы пошли на пользу премии.
Александр Акопов: 509 работ по сравнению с тем, что в прошлом году 473 - цифры говорят сами за себя. Могу добавить лишь одно: известная ситуация, которая на мой взгляд совершенно несправедливо была перенесена на личность Владимира Владимировича Познера, подходит к своему разрешению. Академия продолжает функционировать в нормальном режиме, в котором, собственно, и должна была работать. Уничтожить ее в любом случае нельзя. И проблема в том, что нужно найти оптимальное сочетание управляемости и самоуправляемости. Прелесть ТЭФИ всегда заключалась в том, что это - профессиональный приз, который коллеги вручают коллегам. Скажем честно, я крайне скептически отношусь к характеристикам, которые деятели кино и телевидения дают друг другу в личных беседах. Это, как правило, неправда, потому что справедливую характеристику своей работы можно получить только от близкого друга, но не от коллеги вообще. Но, что любопытно: когда коллеги собираются в большом количестве в широком составе и голосуют, то действительно получается справедливая оценка. Вот в этом и состоит вся прелесть ТЭФИ. Когда собираются триста человек, всегда получится честный результат, а, если три или тридцать - нет.
РГ: То есть, чем больше тем лучше.
Акопов: Да, и это всегда было моей позицией. Я всегда считал, что в Академии должно быть пять тысяч человек. Не меньше! Лишь тогда голосование будет честным.
РГ: Вы в этом году принимали участие в работе конкурса "ТЭФИ -Регион"?
Акопов: Считаю, что "ТЭФИ - Регион" важнейшая, если не самая главная составная часть основного конкурса "ТЭФИ". В регионах очень много работают. В основном, это касается не столько художественного телевидения, сколько новостного, документального, публицистического и так далее. Много интересных людей и работ. При всем неравенстве технических возможностей между центральными и региональными программами, я - за то, чтобы последние активно участвовали, прежде всего, в федеральном конкурсе. Хотя, безусловно, конкурс "ТЭФИ - Регион" в том виде, в котором существует сегодня, тоже необходим. И все академики с удовольствием принимают в нем участие. Людям нужна оценка их работ.
РГ: Вы возглавляете Гильдию продюсеров…
Акопов: Возглавляю - сильно сказано. Роль руководителя гильдии сводится к координированию работы круглого стола, когда все собираются. Я пока ничего не смотрел, время еще есть. И как раз нынешний полуотпускной период оставил для того, чтобы познакомиться с работами.
РГ: В этом году новшество - работы на конкурс выставляют производители. Вы по стечению обстоятельств как раз глава крупной производящей компании и можете рассказать, как дело обстоит на практике. Ваша компания что-то выдвигала? Или лучше, когда работы на конкурс представляет канал?
Акопов: Компания выдвигала. Моя позиция по этому вопросу очень простая. Я считаю, что учредителями ТЭФИ должны быть не каналы -вещатели, а именно производящие организации и частные лица. Тогда эта организация обретает тот самый фундамент, о котором можно говорить. Шесть, десять или двенадцать каналов - они друг с другом никогда не договорятся. И не потому, что там плохие люди, а потому, что они работают в разных нишах. А подобрать общий критерий оценки для программы, которая выходит, скажем, на канале ТНТ и на "России" - очень сложно. Поэтому каналам друг с другом непросто. А вот производителям гораздо проще. Потому что у них есть свои универсальные критерии что хорошо, а что плохо. Поэтому я считал и считаю, что ТЭФИ должна быть переучреждена. Каналы должны выйти из учредителей, и эта миссия должна быть оставлена производителям
РГ: Это вообще реально? Я так спрашиваю, потому что мне кажется, что каналы никогда не согласятся расстаться с ролью учредителей премии.
Акопов: А мне кажется, что согласятся. Потому что им самим уже надоела вся сложившаяся ситуация. И тот факт, что все то, что происходит с ТЭФИ, ассоциируется с их конкретными именами. А производящих организаций много. Они в гораздо меньшей степени ассоциируются с кем-то конкретно. Это уже достаточно массовое производство. Поэтому обвинить в чем-то премию, учредителями которой будут являться 50 производящих компаний, будет гораздо сложнее, чем когда учредителями является ряд каналов.
РГ: Вот вы говорите свои профессиональные критерии успеха по которым производители судят. Назовите хотя бы несколько. Вот вы сами по каким критериям судите?
Акопов: Для меня первым и главным критерием является успех программы у аудитории. Но иногда она высоко оценивает продукт, который, скажем так, не обладает специальными художественными достоинствами. Тогда выступает следующий критерий - художественные достоинства, творческие, личностные, производственные. Пример: мы знаем, что такой-то документальный фильм, может быть, не является открытием в неигровом кино, но это - личностный подвиг создателя: он сделал это в невыносимых условиях и это - профессиональное достоинство для человека, который работает на телевидении. Автор далеко не всегда должен сделать художественное открытие, но может совершить личностное. Это может быть сверхинтересное расследование, работа, связанная с риском для жизни, с какими-то другими особыми обстоятельствами… И за это надо награждать. Так что обстоятельства, когда коллеги могут решить, кто достоин премии, разные. Но, поверьте мне, в профессиональном кругу всем понятны и известны. Другое дело, какие решения мы принимаем. Мы можем в разных ситуациях проголосовать за то или иное, но, поскольку все занимаемся одним и тем же делом, у всех эти оценки сидят в подкорке.
РГ: А система голосования, какой пользовались раньше и которую возобновили сейчас - она вам нравится?
Акопов: Она соответствует требованиям. Я считаю, что возврат к конвертам - это правильно. В свое время был эксперимент по голосованию в зале, который очень красив с точки зрения телевидения, но, к сожалению, привело к тому, что результаты предыдущего голосования влияли на результаты следующего. Когда люди принимают решение в спокойной обстановке, не будучи подверженными влиянию зала - это дает более объективную картину.
РГ: То, что в этом году ТЭФИ будет проходить в Санкт-Петербурге и транслироваться по Пятому каналу, у которого пока не столь большая аудитория по сравнению с другими федеральными - хорошо, на ваш взгляд, или не очень?
Акопов: Это хорошо для конкретной ситуации. И для Пятого канала. Хорошо потому, что ТЭФИ продолжает существовать и может это делать независимо от воли тех или иных каналов. Это принципиально. И ТЭФИ - это приз сообщества и по большому счету должно быть совершенно все равно покажут его по ТВ или нет.
РГ: Не скажите! Для многих трансляция играет определяющую роль.
Акопов: Цель у нас другая. А саму церемонию можно разместить и в интернете.
РГ: И ее разместят?
Акопов: Думаю, что да.
Справка "РГ"
Напомним, что в 2009 году по новым условиям представлять работы на конкурс могли только производители, а не телеканалы, как было прежде. И вот результат: от производителей нынче поступило 509 заявок. Для сравнения - в прошлом году в конкурсе участвовало 473 работы.
Премия "ТЭФИ-2009" будет присуждаться по 46 номинациям. Наибольшее количество заявок поступило в номинацию "Телевизионный документальный фильм" - 43 работы. За звание лучшего в номинации "Продюсер фильма:сериала" будут бороться 20 кандидатов. В номинациях: "Информационно-развлекательная программа" - 21 работа, а в "Развлекательная программа. Образ жизни" - 20. В номинации "Программа для детей и юношества" - 18 работ-участников конкурса, "Информационно-аналитическая программа" - 16 заявок, а "Информационная программа" - 12.