Для того чтобы помочь автопрому, надо перечислять деньги не конкретным предприятиям, а стимулировать покупательский спрос на машины. Такое мнение высказали участники "круглого стола", посвященного перспективам автомобильной промышленности России.
Сегодня производители машин в России переживают не лучшие времена. По словам экспертов, спрос на грузовики упал в 7 раз, в то время как в Европе - на 60 процентов. Легковушки у нас стали покупать вдвое реже.
И многие производители не ожидали такого "поворота". "Зап части заказываются заранее. И поэтому, когда наступил кризис, комплектующие еще продолжали поступать по предварительно заключенным договорам, а платить за них было уже нечем - спроса на машины нет и кредиты недоступны. Вот и понесся снежный ком", - рассказала директор по корпоративным финансам автозавода Елена Милинова. Правда, добавила она, ее предприятия это коснулось в меньшей степени, потому как на начало кризиса у него практически не было долгов. Премии и надбавки сотрудникам пришлось урезать, но зато удалось избежать сокращений, добавила Милинова.
Кстати, по словам зампредседателя профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Виктора Горенкова, за полугодие автопром "потерял" 44 801 человека - именно столько сотрудников уволено. Под угрозой лишиться работы остаются еще 51,5 тысячи человек. Всего же отрасль насчитывает до 600 тысяч тружеников. А если брать и все смежные производства и сервисы, то можно насчитать более 4,5 миллиона работающих. Доля автопрома в ВВП - 2,3 процента.
"Выживут к концу кризиса не все автопроизводители", - констатирует экономист Михаил Хазин. Наибольшие шансы остаться на рынке и преуспеть есть у компаний, которые будут выпускать машины экономкласса. И в этой связи важно защитить отечественные рынки от демпинга, скажем, китайских производителей, тем более что качество их машин низкое и в ближайшее время из-за кризиса не улучшится. "В то же время наши авто при некотором усовершенствовании смогут конкурировать, к примеру, по цене на рынках той же Восточной Европы", - добавляет экономист.
А для того чтобы сейчас помочь отечественному автопрому, государству стоит уделить особое внимание стимулированию потребительского спроса, полагают эксперты. Это можно делать, субсидируя процентную ставку кредита на машину или выдавая сертификаты на определенную сумму тем, кто сдает свое старое авто на утилизацию. В Германии такими методами резко увеличили спрос на 80 процентов. Сейчас, кстати, вариант с сертификатами рассматривается и российским правительством. А программа льготного кредитования действует с апреля. Но эксперты считают, что принятые меры надо расширять и дополнять новыми направлениями.