В минздравсоцразвития разрабатывается новый порядок освидетельствования водителей.
Вполне вероятно, что правила получения справки, разрешающей управлять автомобилем, будут ужесточены.
Справки бывают разные
На днях на совещании у президента обсуждалось, как улучшить из рук вон плохую ситуацию на наших дорогах. Генпрокурор Юрий Чайка предложил подготовить закон о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения. А глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что считает необходимым обязать профессиональных водителей в каждом рейсе вместе с паспортом транспортного средства, талоном техосмотра, страховым полисом и путевым листом иметь еще и "свежую" справку о состоянии здоровья.
Есть два типа справок: первый - это медицинское разрешение управлять авто или другим средством передвижения в принципе. Второй - медосвидетельствование непосредственно перед выходом в рейс. Это касается только водителей-профессионалов.
Автолюбители же обязаны пройти медкомиссию, а потом предъявляют справку только при получении и обмене водительских прав, техосмотре и постановке автомобиля на учет. С них, конечно, ежедневного подтверждения здоровья никто потребовать не может. Но могут обязать вложить периодически обновляемую справку в бумажник с правами.
И тот и другой порядок до сих пор регулируются приказом минздрава аж 20-летней давности. К этому приказу N 555 прилагается перечень, в котором, во-первых, подробно указывается, каких специалистов и какие исследования нужно пройти, чтобы получить или подтвердить право сесть за руль. А во-вторых, список противопоказаний. И хотя в эти документы несколько раз вносились свежие поправки, в министерстве говорят, что и приказ, и перечень во многом устарели.
Медосмотров никто не отменял
"Сейчас мы на основе этого перечня разрабатываем новую форму медицинской справки - меняем порядок, сроки проведения исследований, вносим изменения в перечень заболеваний, - пояснили вчера "Российской газете" в министерстве здравоохранения и соцразвития. - Эта справка будет включать заключение по результатам периодического медицинского осмотра водителя. Мы предполагаем, что введение новой формы позволит повысить ответственность как работодателей - непосредственных руководителей профессиональных водителей, так и самих водителей, а также сотрудников и руководителей медучреждений, которые сегодня выдают справки о состоянии здоровья водителей".
Правда, какие конкретно нововведения "приготовит" владельцам автопредприятий и водителям обновленный вариант документа, в министерстве комментировать пока не готовы.
А ну, дыхни
Не исключено, что изменения коснутся и процедуры медосвидетельствования водителей непосредственно перед рейсом. Непременный медосмотр перед каждой рабочей сменой для водил никто не отменял. Он обязателен и для водителей такси, автобусов, троллейбусов, маршруток, и для дальнобойщиков, не связанных с перевозкой людей. Автотранспортные предприятия должны держать в штате медика либо заключить договор о таких услугах с медучреждением. В приказе 20 лет назад упор в таких осмотрах делался, естественно, на алкогольное опьянение. И только в "необходимых" случаях водителю должны измерить температуру, давление, а уж потом врач решал, выпускать ли нездорового шофера в рейс. Сегодня зоны риска расширились - взять хотя бы наркоманию, увеличение числа больных некоторыми тяжелыми инфекциями (например, туберкулезом).
Кроме того, даже действующие, не самые жесткие требования выполняются сегодня далеко не всеми автопредприятиями. "Соблюдают нормативы в основном крупные предприятия с участием государства или муниципальные, - пояснил "РГ" Сергей Смирнов, руководитель отдела правовой информации популярного российского автожурнала. - Частные же лавочки стараются правдами и неправдами этот порядок обойти. По приказу минздрава на путевом листе водителя непременно должна ставиться всякий раз обновляемая отметка "к рейсу допущен" за подписью врача. В жизни же зачастую используются уже заранее проштампованные бланки. Более того, у водителей и путевого листа может не оказаться. Например, на предприятиях, занимающихся маршрутками, часто заключают с водителями договоры аренды микроавтобусов. По факту они выполняют рейсы по маршрутам, закрепленным за предприятием. Но если что случится - фирма отвечать не будет, потому что она "лишь" сдала авто в аренду. Ясно, что и никаких медицинских допусков в таком случае у водителя нет".
Депутаты Госдумы предлагают разрешить ездить на чужой машине без доверенности. По страховке.
Суть идеи в том, если фамилия человека будет вписана в полис ОСАГО, то ему не придется просить у хозяина машины дополнительную бумажку-доверенность. И так ясно, что владелец ему доверяет.
Однако у многих экспертов тут же возникли сомнения. Один из главных вопросов: а что будет с так называемыми открытыми полисами, которые могут действовать в режиме "на предъявителя"? Теоретически, если отменить доверенность, автоугонщикам будет достаточно похитить машину с документами и открытым полисом, и тогда их ни один пост ГАИ не остановит?
- Судя по всему, речь идет только о так называемых закрытых полисах, - пояснили корреспонденту "РГ" источники в ГИБДД. - Как сказано в пояснительной записке, право управления без доверенности получат те, чья фамилия указана в договоре об ОСАГО. Однако официально законопроект мы не видели, с нами он согласование не проходил, поэтому прокомментировать его пока не можем.
- С точки зрения обычных угонов нет разницы - есть институт доверенности или нет, - пояснили "РГ" эксперты в ГИБДД. - Воры все равно похищают машины на стоянках без документов, так какая разница? С другой стороны, может возрасти число открытых угонов, настоящих грабежей, когда хозяина машины просто выкидывают из машины. В этом случае на руках у преступников могут оказаться все необходимые для управления автомобилем документы.