Среди хозяев подержанных машин сейчас самая обсуждаемая новость - это решение Конституционного суда, которое запрещает сотрудникам автоинспекции снимать с учета машины, которые были ввезены в страну с нарушениями при растаможивании.
Руководитель отделения департамента ОБДД МВД России Борис Ионов рассказал корреспонденту "РГ", что порядок "потери" автомобилем своей регистрации сегодня действует такой. Автоинспекция получает информацию от таможни, что автомобиль не прошел законную процедуру на въезде в страну. По этой информации сотрудники ГИБДД в соответствии со своими документами обязаны аннулировать регистрацию, потому как не они определяют легитимность машины, а таможня. В ГИБДД прекрасно знают, что, как правило, такие проблемы возникают не у тех хозяев машины, которые перевезли ее через границу, а у третьих, пятых, а то и седьмых хозяев автомобиля. Эту ситуацию в автоинспекции знают и не раз обсуждали. В приказах, которые регламентируют работу по узакониванию машины, сказано, что восстановить отнятую регистрацию можно в том числе и по решению суда. Туда с иском должен обратиться сам владелец машины с жалобой на таможню. Ведь именно она когда-то сама пропустила в страну автомобиль, не понятно, на каком основании. Не секрет, что наши суды такие иски не любят и по возможности стараются всячески от них отмахиваться.
В итоге обиженные владельцы автомобилей, на которых вдруг стало запрещено ездить, пошли в Конституционный суд. Судьи главного суда страны вынесли это важное для многих автовладельцев решение после разбора жалоб сразу четырех граждан, которые посчитали, что их проблемы - это злоупотребления ведомств. Каждая из жалоб пришла сама по себе, но так как они касались одного вопроса, то их уже сам суд объединил в одно дело.
У всех заявителей была общая беда - они купили неновые машины, зарегистрировали их в ГИБДД, а спустя годы вдруг проснувшаяся таможня заявляла, что машины ввезены в страну с нарушениями и автоинспекция аннулировала регистрацию машины. У автовладельца на руках оказывалась груда железа, ездить на которой было нельзя.
Надо заметить, что гражданам, которые обратились в Конституционный суд, на доказывание своих прав на машину пришлось потратить несколько лет. Но, судя по решению судей, усилия автовладельцев того стоили.
Конституционный суд, согласившись с жалобщиками, подтвердил, что у водителей есть законное право быть хозяевами своих машин. Госавтоинспекцию обязали повторно поставить на учет их машины. Теперь требовать расплаты с владельцев машин за невыплаченные вовремя ввозные пошлины таможенники имеют право только в строго определенном случае, если смогут доказать в суде, что хозяева машин виноваты сами - не проявили бдительности при покупке.
Началась эта история с нескольких жалоб граждан. Роберт Петросянц купил три года назад Mercedes. На момент покупки машине было уже 8 лет. Через несколько лет на основании письма Смоленской таможни о том, что автомобиль при ввозе на территорию России не был оформлен на границе, свидетельство о регистрации было аннулировано.
В июне 2007 года суд Тольятти признал правильными действия ГИБДД по отношению к автомобилю Эльмиры Хисамиевой. Она купила Toyota Land Cruiser Prado 1999 года выпуска еще в январе 2000 года. Машина встала на учет в ГИБДД Татарстана. Проблемы начались, когда спустя три года женщина захотела продать ее. Она обратилась в ГАИ с заявлением о снятии автомобиля с учета, но ей было отказано. По сведениям от Смоленской таможни, автомобиль значился в федеральном розыске как не прошедший таможенное оформление. Верховный суд Татарстана отказал Хисамиевой в удовлетворении ее заявления об оспаривании действий Смоленской таможни и сотрудников ГИБДД Республики Татарстан.
Еще один автолюбитель Subaru Виктор Крышин приобрел весной 2000 года и поставил его на учет в Республике Башкортостан. На этот автомобиль у мужчины был техпаспорт, выданный за месяц до покупки. По настоянию Ногинской таможни регистрационное свидетельство машины также было аннулировано. Решением районного суда Уфы в прошлом году действия гаишников были признаны законными.
Теперь, после победы этих людей в суде, таможней будет подготовлен нормативный документ, который снимет противоречия между законами. Этот документ должен прописать более четкий механизм действия таможни и ГИБДД в таких ситуациях.
В таможенной службе говорят, что это решение не универсально для всех ситуаций с неправильно растаможенными автомобилями. По мнению службы, с каждой машиной, которая ввезена с нарушением, необходимо будет разбираться и выяснять - идет ли речь о контрабанде, или об угнанных автомобилях, или о чем-то другом.
Статистика утверждает, что самое частое нарушение - не выплаченные в полном объеме ввозные пошлины. По элементарной логике таможня должна работать так, чтобы изначально не допускать ввоза в страну автомобилей окольными путями. Иначе получается парадокс - сами таможенники допустили ошибку, а отвечать будет невиновный покупатель.