Через шесть недель Армения и Турция установят дипломатические отношения. В Швейцарии стороны подписали два исторических документа - "Протокол об установлении дипотношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений".
Все началось с футбола. Кожаного мяча, который год назад гоняли по полю в товарищеском матче команды Турции и Армении. За этой игрой наблюдали несколько десятков тысяч ереванцев. Но были два человека, для которых матч был лишь поводом для встречи без галстуков. А неформальная обстановка позволяла поговорить тет-а-тет начистоту. Год назад за футбольным матчем из одной трибуны следили президенты Армении и Турции Серж Саргсян и Абдуллах Гюль. Причем Гюль стал первым главой Турецкого государства, посетившим Ереван. Неудивительно, что тогда он назвал свой визит "разрушением психологической стены на Кавказе".
По армянской столице турецкий лидер передвигался на бронированном автомобиле по полностью очищенным от автотранспорта улицам - спецслужбы боялись покушений. Ложа, в которой сидели руководители государств, была закрыта пуленепробиваемым стеклом. Возможно, тогда лидеры Турции и Армении по-настоящему осознали необходимость назревших в регионе перемен, в которых в равной степени нуждались как Анкара, так и Ереван. Однако сторонам понадобился еще почти год, чтобы в поисках дипломатического решения найти формулу, позволяющую им "сохранить лицо" перед своими союзниками и партнерами.
Впрочем, при всей оптимистичности сделанных внешнеполитическим ведомством Армении заявлений о скором открытии границы с Турцией ждать быстрых развязок и решений не приходится.
Соглашению, подготовленному дипломатами, предстоит пройти ратификацию в парламентах. И это первый "подводный камень", о который могут разбиться все намеченные проекты.
По сути швейцарские договоренности не более чем меморандум о намерениях, своего рода "дорожная карта", которая будет воплощена в жизнь только в том случае, если официальные Анкара и Ереван не дадут слабину. Любое отступление, даже самое на первый взгляд неприметное, от плана станет основанием для отказа любой из сторон от всех ранее утвержденных документов.
Нечто подобное уже случалось в ходе армяно-турецких переговоров. В 2004 году казалось, что еще крошечное усилие и граница между государствами будет открыта. Пресса писала об этом событии как о свершившемся факте. Но в итоге граница осталась на замке.
Большинство деталей швейцарских соглашений не разглашаются и носят ведомственный характер. Но некоторые принципиальные положения достигнутых в "стране сыра и часов" договоренностей все же попали в прессу.
Если верить СМИ, Ереван признает подписанный в 1921 году между Турцией и Россией так называемый Карсский договор, определивший границы в регионе. Тема геноцида армян турками в 1915 году станет предметом рассмотрения специальной комиссии историков, к работе которой могут быть привлечены представители третьих стран. Предусмотрено открытие посольств Турции в Ереване и Армении в Анкаре и подготовка соглашения о налаживании торговли.
Кроме этого, по данным швейцарских источников, будет создана комиссия для разрешения "некого особо важного для двусторонних отношений Армении и Турции спора, назвать который нельзя ввиду крайне деликатного характера вопроса". Остается неясным, идет ли в данном случае речь о споре вокруг геноцида армян или в отношениях между странами существуют иные менее раскрученные, но оттого не ставшие более легкими для разрешения проблемы.
Тема Нагорного Карабаха в принятых на переговорах в Швейцарии документах не поднималась. Но практически сразу после того, как стало известно о возможном восстановлении дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном, глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу заявил, что его страна "будет на каждом этапе процесса учитывать интересы Азербайджана".
Это заявление еще раз подтверждает то, о чем постоянно говорят все руководители внешнеполитических ведомств Турции: любая нормализация отношений с Арменией должна проходить параллельно переговорам между Баку и Ереваном относительно Нагорного Карабаха. Однако прорыв заключается в том, что в Швейцарии эти два вопроса не увязывались напрямую и не преподносились в ультимативной форме.
Между тем
Тем не менее турецкие власти уже дали понять, что готовы в любой момент дать задний ход, а соглашения в Швейцарии не более чем "начало консультаций по установлению дипотношений". Будут ли эти консультации завершены, во многом зависит от политической воли лидеров двух государств. Пока же министр иностранных дел Турции предупредил оптимистов: "Анкара на данном этапе не планирует открытие границы с соседней Арменией".