02.09.2009 04:34
Культура

Александр Филиппенко отмечает свое 65-летие

Александр Филиппенко отмечает свое 65-летие
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (4987)
Читать на сайте RG.RU

Природа одарила Александра Филиппенко необычайным для русского актера даром: он буквально рожден для брехтовского театра, сочетая предельную, острую характерность, виртуозность психологического рисунка и способность к дистанции, объективному видению персонажа.

Любопытно, что Филиппенко никогда (!) не учился актерскому ремеслу в театральной школе. Окончив в 1967 году МФТИ, он прославился в эстрадной студии Марка Розовского "Наш дом", потом играл в Театре на Таганке, а в 1974 году, будучи уже опытным мастером, поступил в Щукинское училище на режиссерский факультет. В этом и заключается уникальность его судьбы: режиссер по способу мышления и актер до мозга костей, он режиссирует свое нескончаемое one-man-show - одинокий ковбой в прериях русского театра, бесконечно исследующий его дальние границы, до которых кроме него никто не решается добраться. Стиляги, джаз на костях, саксофон и романтика отечественной оттепели - все то, что он так классически ясно сыграл в знаменитом монологе из пьесы Виктора Славкина "Взрослая дочь молодого человека". Резкая, убийственная сатира Михаила Зощенко и отчаянный вопль "человека из подполья", "Один день Ивана Денисовича", который он читает уже третий год как вызов, и безумные проекты совместно с музыкантами (Филиппенко и Козлов, Филиппенко и Сергей Летов, Филиппенко и Уткин). Его полный актерский список невозможно составить: пока биографии пытаются зафиксировать его кино- и театральные работы, растет лавина его независимых авторских проектов.

Филиппенко, кажется, вздумал взвалить на себя всю мировую культуру. Покинув Театр им. Евгения Вахтангова, где проработал 20 лет, он начал жизнь заново, бесстрашно заходя на самые неожиданные территории. Не случайно с ним любят сотрудничать молодые любители самых радикальных экспериментов - он открыт к новому как никто. Единственный актер своего поколения, Филиппенко играет одного из самых скандальных авторов британской "новой драмы" Марка Равенхила - в театре "Практика" идет его спектакль "Продукт". Вот и свой юбилей он отмечает новой работой с Ансамблем солистов "Эрмитаж" "Триумф художественного вкуса", героями которого станут Борис Пастернак, Юрий Левитанский, Олег Григорьев и Михаил Зощенко.

Но при всей его современности в нем есть что-то от средневекового фанатика, одержимого своей идеей. Клавдий в "Гамлете", Сатин в "На дне", Антонио в "Венецианском купце" - это только часть его театральных работ последнего времени. В прошлом сезоне Роман Виктюк позвал его сыграть "Сон Гафта", где он предстает то Жуковым, то Шаламовым, то Жванецким, нигде не утрируя, не впадая в жанр, играя необычайно сурово и серьезно, едва намечая легкое сходство с прототипом.

Филиппенко, прославленный мастер сцены, всегда находится в начале - нового проекта, новой идеи, нового этапа. Пожелаем ему сил!

Театр