Вступил в силу документ, в котором прописан новый порядок общения инспектора с водителем.
Интересен и важен он не только для гаишников на дороге, но и для каждого человека за рулем. В новом регламенте ДПС четко расписано, как должен поступать гаишник в тех или иных ситуациях, какие у него права и как он должен исполнять свои обязанности.
До сих пор инспекторы следили за порядком в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. С тех пор много воды утекло и ситуация на дорогах сильно изменилась. Преж ние правила устарели, а тут как раз пришла мода на административные регламенты. Документ прописывает каждый шаг гаишника. Как утверждают в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, все предложения граждан и общественных организаций были учтены в ходе общественных слушаний.
Одна из главных новаций регламента в том, что водитель теперь получил полноценное право фиксировать все свое общение с инспектором на видеокамеру или диктофон. Причем препятствовать в видеосъемке ему могут только в том случае, если дело происходит в месте, где вообще запрещена любая съемка. Теперь инспектор не может заявить, что съемка его машины запрещена. И отговорки, что видеосъемка самого гаишника - это вторжение в его личную жизнь, больше не действуют. Вышел на дорогу с жезлом, и частная жизнь стала достоянием общественности - все действия строго регламентированы. Надо сказать, что за инспектором закреплено теперь такое же право делать видеосъемку. Поэтому водителю, нарушившему правила, тоже придется привыкать к объективам.
Примечательно, что в документе забыли упомянуть про фотосъемку. С одной стороны, разница между фото и видео невелика, но остается формальный повод придраться.
Всякое требование инспектора выйти из машины и пройти на пост и в патрульный автомобиль теперь незаконно. Для такого приглашения потребуются веские основания. Какие? Они также четко прописаны в регламенте. Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза. А также когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД.
Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может только тогда, когда участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов. Водитель, конечно, может отказаться пересаживаться в патрульный автомобиль, где на него оформят постановление-квитанцию или протокол, тем более если он согласен с вменяемым ему нарушением. В этом случае достаточно передать документы инспектору, и тот обязан оформить постановление без вашего участия. Вам останется внимательно прочитать и подписать полученный на руки документ.
Большинство этих норм было прописано и в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы. Но сейчас они дополнены, уточнены и получили новый статус.
Примечательно, что перед тем как документ вступил в силу, все руководство ГИБДД проходило обучение по нему. А потом принимало зачеты по знанию этого документа у своих сотрудников. Не все справились с первого раза, и им пришлось пересдавать. Те же инспекторы, кто вообще не смог осилить это испытание, как заверили нас в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, не будут допущены до работы непосредственно с людьми и на дорогах.
Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":
- Я считаю революционной ту часть регламента, в которой прописано, что теперь инспектор имеет право отстранять от управления лиц, пользующихся иммунитетом. То есть не глядя на чины и должности. На дороге нет прокуроров, судей, депутатов и послов - все водители. И все несут одинаковую ответственность. А милиция должна защищать граждан от преступлений. Если помощник прокурора едет за рулем в пьяном виде - он преступник. И сотрудник ГИБДД обязан его остановить и отстранить от управления. Это в первую очередь наша с вами безопасность.
А если закон о прокуратуре противоречит этим требованиям, то надо менять закон о прокуратуре. Помните историю с инспектором Бугурновым, который, выполняя приказ своего руководства, отстранил от управления пьяного помощника прокурора, который ко всему прочему еще и проехал на красный свет? Тогда прокуратура отстояла в Верховном суде положение о том, что их сотрудник неприкосновенен. Сейчас мы собираемся подать в Конституционный суд и обжаловать это положение.
То, что в регламенте четко прописано, как должен действовать инспектор, если он остановил нетрезвого чиновника, пользующегося иммунитетом, - это большое достижение нашей милиции. Главное, чтобы это положение исполнялось, а не осталось только на бумаге.