Принятое в пользу альянса Сбербанка и "Магны" решение - это, во-первых, свидетельство того, что Сбербанк, наверное, первый раз за последнее время продемонстрировал, что в международных инвестиционных проектах он умеет играть на высшем мировом уровне.
Произошедшее, бесспорно, успех Сбербанка, который, с одной стороны, смог заключить прагматичный и взаимовыгодный альянс с канадской "Магной", а с другой - смог убедить как "Дженерал моторс", так и немецкое правительство в том, что безвозвратно кануло в прошлое время политических предубеждений при решении бизнес-задач.
Пора забыть о том, что можно отказываться от проектов с российским участием лишь потому, что это участие называется российским. Чем больше прагматизма будет в бизнесе, тем для бизнеса лучше. Мне думается, вся долгая игра вокруг проекта во многом подогревалась даже не политикой, а таким политиканством. Наверняка в аргументах тех, кто выступал против альянса "Магны" и Сбербанка, так или иначе звучала эта российская тема. Мол, стоит ли пускать российские финансы и российский бизнес в святая святых германского автопрома.
Для самой же компании "Дженерал моторс" выбор в пользу "Магны" и Сбербанка достаточно выгоден.
Давайте сравним ситуацию "Дженерал моторс" с ситуацией, которая сложилась вокруг одного из ее традиционных конкурентов - компании "Форд". Я не так давно был в Детройте, и в руководстве "Форда" мне рассказывали, что, наверное, самыми прибыльными, самыми успешными, самыми современными подразделениями "Форда" стали те, что расположены в России.
Россия для многих западных автомобильных компаний в период до кризиса была емким, потенциально очень интересным, растущим рынком. И поэтому интерес российских финансистов в том, чтобы при помощи западных технологий, при помощи западной культуры труда возродить российский автопром, а именно это, по моему глубочайшему убеждению, может его возродить, а вовсе не запретительные таможенные пошлины и повышение цен на произведенные в России автомобили. Теперь надо подождать того, как будет финально оформлен новый "Альянс" и надеяться, что "Опелей" на российских дорогах станет больше.
"Дженерал моторс" успешно работает в России с АвтоВАЗом. Для компании, в принципе, российский потребитель, российский инвестор, российский производитель - это понятные термины. Это не нечто из области научной фантастики.
То, что происходит сейчас при покупке Сбербанком "Опеля", это, на мой взгляд, очень серьезный элемент той системы экономической взаимозависимости, которая, собственно, и создает в России прогерманское лобби, а в Германии - пророссийское лобби. Эти два лобби должны ковать современную повестку дня двусторонних отношений в эпоху после завершения "холодной войны". Ту самую повестку дня, которая свободна от идеологии, базируется на прагматизме, на взаимной выгоде и исходит из принципа, что историю надо оставить историкам, а самим двигаться вперед, глядя в будущее. Мы европейская страна, европейская по своей истории, цивилизации и культуре. Поэтому наше присутствие в европейской экономике, которое, напомню, было и в советское время в той же автомобильной промышленности, вполне закономерно. Во времена Советского Союза в Бельгии выпускали автомобили "Волга ГАЗ-24". Были и другие примеры. Так вот, присутствие российского бизнеса в европейской промышленности - это реальность сегодняшнего дня. Бояться того, что Россия скупит западноевропейскую промышленность и вывезет ее к себе, по меньшей мере наивно. Это примерно опасение из того же ряда, что зарубежные инвесторы в России подорвут нашу экономическую безопасность. Все эти мысли и воззрения - из прошлого, из времен до падения Берлинской стены.