11.09.2009 00:49
Авто

"Дженерал моторс" принял решение продать "Опель" Сбербанку и "Магне"

"Дженерал моторс" принял решение в пользу "Магны" и Сбербанка
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Столичный выпуск: №171 (4995)
Читать на сайте RG.RU

Вчера управляющий совет "Дженерал моторс" рекомендовал продать ООО "Адам Опель" консорциуму, состоящему из австрийско-канадского производителя комплектующих "Магна" и российского Сбербанка. Немного спустя его решение одобрил опекунский совет, которому в мае были отданы 65 процентов долевых частей "Опеля".

Атмосфера в зале перед пресс-конференцией в администрации канцлера была накалена до предела. Хотя агентства уже сообщили о возможном решении Управляющего совета концерна "Дженерал моторс", окончательного результата точно не знал никто. Собравшиеся журналисты стремились прочитать по выражению лица пресс-секретаря канцлера, чем же закончилось изматывающее нервы и силы заседание в Детройте. Всем было понятно, что Джон Смит - член совета директоров американского концерна - не случайно собственной персоной прилетел в Берлин из Америки.

И вот в светло-зеленом весеннем пиджаке появилась канцлер Германии Ангела Меркель. "Это хороший знак", - шепнул кто-то из присутствующих. Канцлер не смогла скрыть улыбки. Ее голос дрожал от радости: "Опель" будет продан консорциуму "Магна"-Сбербанк".

Предвыборная кампания в ФРГ спасена. Тягостное ожидание закончено. Облегчение чувствовалось и в праздничной осанке министра экономики Карл-Теодора цу Гуттенберга.

Ведь его долго обвиняли в искусственном торможении решения по "Опелю" внутри германского правительства. А в конце концов стыда перед избирателями удалось избежать.

В соответствии с договором о намерениях, подписанным еще в мае правительством ФРГ, правительствами федеральных Земель, концерном "Дженерал моторс" и "Магной"-Сбербанком, долевые части ООО "Адам Опель" распределятся так: 35 процентов остаются у американского концерна, 55 процентов поделят между собой "Магна" и Сбербанк, а оставшиеся 10 процентов перейдут к трудящимся "Опеля".

В предварительных условиях ничего не было изменено. По всей Европе будет сокращено лишь 10 тысяч рабочих мест. Все четыре немецких завода будут сохранены, на них планируют потратить миллиардные инвестиции. "Магна" будет отвечать за производственную часть. А "Опель" получит улучшенный доступ на российский рынок. Однако "Дженерал моторс" оставит за собой право вето при возможной передаче технологий российской стороне.

Для рабочих "Опеля" в Германии настал час облегчения. Многие еще не успели поверить в то, что пора бесконечных гаданий и предположений закончилась. Однако теперь совершенно ясно, что предприятие будет жить дальше. Франк Штронах, шеф концерна "Магна", обещал не сокращать более двух с половиной тысяч рабочих мест, даже несмотря на то, что немалую часть производственных мощностей предполагается переместить в Россию. По словам Штронаха, это только пойдет на пользу новому концерну.

"Магна" выиграла партию с чувством собственного достоинства. Однако Штронах подчеркнул, что он ни на минуту не сомневался в решении в свою пользу. Ведь, по его словам, "Дженерал моторс" закупает у австрийско-канадского концерна комплектующие и был давно в курсе его финансового положения. Немецкие эксперты также уверены, что затянутое решение было лишь фарсом американской стороны.

На пресс-конференции канцлер подчеркнула, что именно терпение и целеустремленность правительства ФРГ помогли победить. Однако не в последнюю очередь сыграла роль и аргументированность, законченность концепции "Магны" и Сбербанка. Не случайно независимые финансовые эксперты подтвердили, что сумма в 4,5 млрд евро реалистична и отвечает инвестициям, которые необходимо вложить в новый "Опель". К тому же "Магна" - один из ведущих поставщиков мировой автопромышленности: в его собственности - 240 заводов по всему миру и 35 - лишь в Германии. 70 тысяч трудящихся заняты на предприятиях концерна. В прошлом году его оборот составил 23,7 млрд долларов. Стратегия "Магны" - создать в восточно-европейском секторе новые возможности производства и продажи автомобилей. Франк Штронах предполагает первоначально выйти на производство шестисот-семисот тысяч, а затем - и миллиона машин марки "Опель" в год.

Однако опекунский совет, состоящий из представителей правительства ФРГ, правительств федеральных Земель, концерна "Дженерал моторс" и его европейской ветви, добавил немного горечи во всеобщую радость. Он запретил использование госпомощи германского правительства для инвестиций в предприятия Российской Федерации. Правительство ФРГ должно контролировать распределение средств. Не спешит радостно хлопать в ладоши и менеджмент "Магны".

Хотя предварительный договор должен быть составлен в течение нескольких недель, до окончательного подписания договора о продаже могут пройти месяцы. Предстоит еще дополнительно уточнять условия финансирования сделки немецкой стороной.

Прямая речь

Герман Греф, президент, председатель Сбербанка России:

- Решение далось очень непросто - и компании "Дженерал моторс", и нам. Это были очень непростые переговоры.

Сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях - документ из более тысячи страниц. Но говорить о том, что принято окончательное решение, рано. Это пока очень важный, промежуточный этап сделки.

Легковые авто Германия