Германское правительство добилось желаемого: "Дженерал моторс" согласилась продать контрольный пакет "Опеля" канадско-российскому консорциуму перед международной автомобильной выставкой, которая вчера началась во Франкфурте-на-Майне. Вчера же на выставке представители новых совладельцев "Опеля" - шеф Сбербанка Герман Греф и второй директор концерна "Магна" Зигфрид Вольф - попытались объяснить на пресс-конференции суть сделки.
Вольфу сразу же пришлось опровергать слухи о том, что в Россию польются громадные инвестиции из пакета госпомощи правительства ФРГ. Ранее Дирк Пфайл - один из четырех членов президиума опекунского совета "Опеля" -
обвинил правительство в сокрытии реальных фактов. Несмотря на запрет тратить госпомощь на инвестиции в Россию, по его словам, "Магна" собирается первично влить в реструктуризацию ГАЗа около 600 миллионов евро.
По словам Вольфа, эта сумма не превышает 170 миллионов евро. Именно эти вливания собирается перевести на российские счета только что основанное общество "Новый "Опель".
Однако верить ему пока мало кто хочет. Или если хочет - может с трудом. Ведь представитель "Магны" подтвердил сообщения, что вместо обещанных двух с половиной тысяч на заводах Германии сокращению подвергнутся более четырех тысяч рабочих мест. Также он открыто заявил о закрытии завода в Антверпене и сокращении в общей сложности десяти с половиной тысяч рабочих мест по всей Европе, включая и Германию.
Не прошло и недели после продажи "Опеля", и возмущенные решением европейцы подняли свой голос. Бельгийцы решились первыми открыто выступить. Министр иностранных дел Ив Летерм напрямую обратился к своему германскому коллеге с обиженным вопросом: почему нас не пригласили на принятие решения в прошедший вторник? Зашевелились и представители Испании, Венгрии, где находятся заводы "Опеля". Из засады показалась и комиссар по конкуренции в индустрии Нэли Крез. Ее претензии: четыре с половиной миллиарда евро, выделенные консорциуму "Магны" и Сбербанка, превышают допустимую в период кризиса границу поддержки национальных экономик государств ЕС.
Конечно, бельгийцы уязвлены и обижены. Во-первых, из-за завода в Антверпене. Во-вторых, потому что бельгийский инвестор выбыл из игры. Однако уже давно было известно, что консорциум "Новый "Опель" собирается сократить десять с половиной тысяч рабочих мест на территории ЕС.
Эксперт по автомобильной промышленности профессор университета Бергиш Гладбах Штефан Братцель видит много нерешенных вопросов между российскими автомобилестроителями и "Дженерал моторс". Ведь американцы не хотят пускать на важный и еще не перенасыщенный российский рынок нового конкурента. С другой стороны, права на распространение американской марки "Шевроле" на территории России находятся у "Опеля". Поэтому конфликт заранее запрограммирован.
По оценке эксперта, "Опель" не сможет обеспечить себе долгосрочную самостоятельность. Ведь полутора миллионов ежегодно продаваемых машин недостаточно для укрепления своих позиций на рынках. К тому же европейский рынок не растет, а на российском уже много конкурентов. Эксперт видит трудности в обретении "Опелем" конкурентоспособности. Ведь предприятие стартует с задолженностью в 90% при учете высокой процентной ставки. Прогноз немецкого эксперта шокирует: по его мнению, через пять-шесть лет у "Опеля" будет новый собственник.
Зигфрид Вольф, однако, полон оптимизма. На пресс-конференции во Франкфурте-на-Майне он уверил, что подписание договора состоится уже через одну - максимум две недели. Он рассчитывает на окончательное заключение сделки в середине - конце ноября. С одним ограничением: если ЕС даст свое согласие. По словам пресс-секретаря германского правительства Ульриха Вильхельма, тут дело за малым. Ведь госпомощь выделяется уже в рамках, разрешенных европейской комиссией. И дальнейших проверок не потребуется. Германское правительство действует в соответствии с критериями разрешенных кредитных программ.