24.09.2009 00:25
Авто

Единый автомобильный техрегламент, появившийся в России, озадачил и экспертов, и водителей

Единый техрегламент, впервые появившийся в России, озадачил и экспертов, и простых автолюбителей
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №180 (5004)
Читать на сайте RG.RU

В "Российской газете" (N 178 за 23 сентября 2009 г.) опубликован Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств".

Авторы-разработчики этого уникального 460-страничного документа заявляют, что с его помощью наконец установится порядок на российском авторынке. "Серый" бизнес перейдет в "белый", "белый" будет процветать, а автовладельцы будут гарантированы от некачественных машин. Каким образом предполагается этого достигнуть?

Регламент предусматривает жест кие требования к сертификации машин, к получению бумаг под названием "одобрение типа". Кстати, данные этого документа указываются в паспорте транспортного средства. И именно эта бумажка позволяет выдавать на машину ПТС. А без этого поставить машину на учет невозможно.

Примечательно, что список транспортных средств, на которых распространяются требования регламента, очень широк. "Одобрение типа" теперь должны получать и мопеды, и скутеры, и даже слабенькие мокики. Поэтому сейчас стоит ожидать всплеска продаж этих машин. А после вступления в силу регламента - взлета цен на них. Ведь полюбившиеся многим двухколесные аппараты не требуют пока ни водительских удостоверений, ни регистрации. Ими пока разрешено управлять даже детям с 14 лет. Но прохождение испытаний, назначенных в регламенте, потребует от импортеров довольно больших затрат.

Кстати, теперь завозить эту продукцию иностранного происхождения смогут только официальные представители компании-производителя. И такой представитель на всю нашу большую страну должен быть единственным.

Это касается и ввоза автомобилей. Право подачи заявки на получение "одобрения типа" будет иметь только представитель производителя.

Ударим регламентом по внедорожникам

Чуть ли не одним из первых пунк тов стоит запрет на установку выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками. Единственное исключение: допускается устанавливать металлические решетки массой не более полкило для защиты фар.

Для уже бегающих по стране автомобилей это требование вступит в силу через год. Соответственно машины, оборудованные "кенгурятниками", не смогут пройти тех осмотр. Надо сказать, что и сегодня к этим носовым украшениям предъявляются довольно жесткие требования. По ныне действующему ГОСТу они должны быть покрыты "эластичным материалом". Много вы видели на дорогах машин с "мягкими" "кенгурятниками"? А ведь талоны техосмотра их владельцы как-то получают.

Примечательно, что это требование распространяется только на "Нивы", уазики и прочие "Лендроверы". А если обезопасить перед нюю часть автомобиля захочет хозяин "КАМАЗа", то ему это не возбраняется.

Поговори со мной по-русски

Еще одно замечательное требование, отраженное в регламенте: теперь интерфейс (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной и голосовой информации и введение им команд управления), а также информационные и предупреждающие надписи на транспортном средстве должны осуществляться на русском языке. Проще говоря, бортовой компьютер, а также магнитола и даже системы управления климат-контролем должны быть русскоязычными.

Правильно, нечего нашему автомобилисту ломать голову о том, как правильно включить ту или иную функцию. Все должно быть четко и понятно. Правда, какое отношение это имеет к безопасности транспорт ных средств? Особенно если учесть, что многие автопроизводители выпускают только моноязычные системы. А большинство функциональной информации выводится с помощью пиктограмм.

Перепрограммирование же интерфейса дорого обойдется компаниям-производителям. И эта цена ляжет тяжким грузом на плечи покупателя.

Впрочем, на техосмотре это требование проверяться не будет.

Техосмотр в щадящем режиме

Как заверили корреспондента "РГ" в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, новый регламент практически никак не отразится на проведении техосмотра. Несмотря на все довольно жесткие требования, изложенные в документе, они касаются только свежевыпущенных или вновь завезенных автомобилей. А техническое состояние будет проверяться, как и проверялось раньше, со скидкой на год выпуска. Если у "копейки" задние сиденья не оборудовались ремнями безопасности, то и контролер не будет требовать их наличия. Если машина не была оборудована дополнительным стоп-сигналом, претензий к владельцу машины тоже никто не предъявит.

Впрочем, пройти техосмотр будет сложнее спецтранспорту и машинам, перевозящим опасные грузы. По новым требованиям такие автомобили должны быть оборудованы спутниковой навигационной системой.

В регламент закрался и довольно странный пункт. Если сейчас у машины не допускается никаких подтеканий жидкостей, будь то масло или антифриз, то регламент допускает "каплепадение" даже в топливных системах. Не больше 20 капель в минуту. То есть по капле в три секунды. Как вы думаете, это требование сильно повышает безопасность автомобиля?

Инвалиды остались без машин

В новом регламенте ни в одном пункте не прописаны требования к автомобилям с ручным управлением. К так называемым "инвалидкам". Между тем армия таких автомобилистов в нашей стране довольно большая. Есть среди них и те, кто управляет машиной вообще без ног.

В последнее время им вообще приходится трудно: бесплатные автомобили для них отменили, оборудовать машину можно буквально только в паре центров по всей стране. Да и стоит это немалых денег, а оборудование не отличается ни качеством, ни технологичностью. Гораздо проще и иногда дешевле покупать "инвалидки" за рубежом. Тем более что там можно выбрать машину под стать своим особенностям.

Однако регламент ставит жирный крест на ввозе автомобилей с ручным управлением. Ведь в одном из пунктов четко прописано, что управление рабочей тормозной системой должно быть ножное. То есть человек должен тормозить, нажав ногой на педаль. А как быть тому, у кого нет ноги? Оставаться без машины?

Самоделки возвращаются

Впервые за долгое время в нашей стране вернули к жизни самоделки. В регламенте прописан порядок получения "одобрения типа" на единичные транспортные средства, а также порядок их постановки на учет в ГИБДД.

Теперь все те, кто трудился втихаря в своих собственных гаражах, создавая из металлолома самодвижущиеся шедевры отечественного автопрома, могут вздохнуть свободно. Раньше покататься на своих произведениях они могли только по полям и проселкам, где нет гаишников, а показать свои творения только на специализированных выставках. С вступлением в силу регламента они могут поставить свою продукцию на учет и свободно передвигаться на ней по дорогам общего пользования, восхищая коллег-водителей и прохожих.

Компетентно

Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Проект регламента вызвал споры даже в экспертном сообществе, а регламент в его принятом варианте способен создать социальную напряженность в обществе, учитывая многомиллионную армию автомобилистов, включая транспортников, грузоперевозчиков, которых так или иначе коснется этот документ.

Скрытность подготовки столь важного для миллионов автомобилистов документа и отсутствие его реального обсуждения с широкими слоями автомобильной общественности и независимыми автоэкспертами привела к тому, что документ содержит массу пунктов, не отвечающих интересам жителей страны, вводящих избыточное давление на бизнес, имеющих расплывчатые формулировки, да и просто ошибки. Сомнительно, что в таком виде он будет способствовать улучшению безопасности и сокращению числа ДТП, зато долгие годы будет приносить весомый доход разнообразным "конторам", осуществляющим услуги по сертификации.

Введение техрегламента ставит заслон на пути параллельного импорта автомобилей практически со ВСЕХ рынков, кроме европейского. Более того, жители регионов России со сложными климатическими условиями практически лишаются возможности приобрести б/у полноприводные легковые автомобили, минивэны и микроавтобусы. Такие автомобили 4WD, не востребованные в мягком климате Европы, соответственно их нет и на вторичном рынке европейских стран. Потребности жителей нашей страны в таких автомобилях до сих пор удовлетворяли поставки из стран со схожими климатическими условиями: из Японии, Канады и США. В России же не производится ни одной подобной модели!

Горячая линия

8-800-200-09-09

Если у вас возникли вопросы по техрегламенту, задайте их по "горячей линии" в понедельник, 28 сентября, по телефону 8-800-200-09-09 (бесплатно для всех регионов) с 12.00 до 13.00 по московскому времени.

Отвечать на вопросы наших читателей будут авторы техрегламента, представители минпромторга и Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

Вопросы можно направлять и раньше по факсу: (495) 257-58-92 и по электронной почте: zavtrak@rg.ru

ПДД Легковые авто