Надо отдать на усмотрение губернаторам право выбирать, какой вид транспорта внутри своего региона они намерены поддерживать. И переименовать транспортный налог в экологический. Об этом вчера заявил глава минтранса Игорь Левитин на конференции в Торгово-промышленной палате, где обсуждали антикризисные меры для транспортной отрасли.
А Росавиация предлагает создать систему внутренних льготных маршрутов на Дальнем Востоке. Как сказал вчера на конференции в Торгово-промышленной палате заместитель руководителя агентства Владимир Черток, уже есть конкретные предложения от губернаторов.
На их основе Росавиация разработала маршрутную сеть, где можно будет купить билет за полцены тем, кому меньше 23 лет и больше 60 лет. В нее включены такие города, как Петропавловск-Камчатский, Якутск, Анадырь, Магадан, Южно-Сахалинск и Благовещенск. То есть помимо тех льготных маршрутов из Дальневосточных городов в Центральную часть России, которые уже действуют в этом году, планируется создать и внутренние перевозки, не связанные с Большой землей. На следующий год на обеспечение транспортной доступности планируется потратить 2,5 миллиарда рублей. В этом году в рамках субсидированных перевозок уже перевезена 151 тысяча жителей Дальнего Востока.
В целом, говоря о финансовом состоянии авиакомпаний, он сказал, что более половины из них достаточно устойчивы. Но необходимо уделять внимание аэропортам. По мнению Чертока, нужно в четыре раза больше средств на их развитие, чем сейчас может позволить себе федеральный бюджет. Если не заниматься развитием аэропортовой сети, то уже через пару лет могут возникнуть проблемы с их пропускной способностью.
Что касается железнодорожного транспорта, то для субсидий на перевозку пассажиров по железной дороге в поездах дальнего следования предполагается выделить 27,8 миллиарда рублей. Глава минтранса Игорь Левитин напомнил, что кроме дальних железнодорожных перевозок существуют еще и пригородные. Он отметил, что сейчас обсуждается вопрос, необходимо ли компенсировать часть затрат на эти перевозки. По его мнению, пригородные пассажирские перевозки по железной дороге ничем не отличаются от перевозок на метро, на автобусе или по внутренним водным путям. Поэтому вопрос о компенсациях пригородных перевозок необходимо ставить шире, чем компенсацию перевозок на электричках. По мнению Левитина, губернаторы сами должны решать, что им поддерживать внутри своего региона. Левитин подчеркнул, что законодательно нельзя отдавать приоритет только одному виду транспорта при решении вопроса пригородных перевозок. Министр, правда, оговорился, что пока вопрос находится в стадии обсуждения и никакого конкретного решения по нему еще не принято.
Он также упомянул и проблему транспортного налога. Как известно, сейчас есть предложения по его увеличению, и большинство губернаторов обязательно этим воспользуются, если у них появится такое право. Однако министр отметил, что основой преобразований системы отчисления транспортных налогов являются вредные выбросы автомобилей. Ведь 70 процентов автомобильного парка в России относится к стандарту Евро-0. Учитывая экологическую составляющую, министр предлагает переименовать транспортный налог в "экологический".
В целом по антикризисным мерам, которые на данный момент внедряет минтранс, отчитывался замминистра транспорта Андрей Недосеков. Он напомнил, что на воздушном транспорте компенсируется 50 процентов затрат перевозчикам, которые участвуют в программе транспортной доступности Дальнего Востока. На железной дороге предусмотрены деньги на обеспечение льготных перевозок школьников, студентов. На эти цели выделено 2,3 миллиарда рублей. Недосеков отметил, что в следующем году для антикризисных мер зарезервировано еще 70 миллиардов рублей. В 2010 году минтранс также намерен подготовить проекты по созданию крупных транспортных узлов с широкой развитой логистической инфраструктурой в Новороссийске, Ростове, Мурманске.