С "кенгурятниками" ездить можно будет и после 23 сентября 2010 года, когда вступит в силу автомобильный технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств".
Но только по проселочным дорогам. И машины с правым рулем покупайте на здоровье. Но при условии, что они будут отвечать нормам безопасности, как, впрочем, и другие авто.
Все эти правила детально расписаны в техрегламенте, который был опубликован в "РГ" 23 сентября 2009 года.
Кажется, можно успокоиться. Не тут-то было. Дотошные автомобилисты нашли в документе если не прямое, то косвенное запрещение праворульных авто. Речь идет о требованиях к идентификационному номеру автомобиля, так называемому VIN. По российскому техрегламенту, он должен состоять из 17 знаков, а японские иномарки с правым рулем "маркируются" 11 знаками. Могут ли эти шесть "закорючек" стать непреодолимым препятствием для постановки авто на учет в России?
Чтобы помочь нашим читателям разобраться во всех тонкостях автомобильного техрегламента, редакция пригласила на "горячую линию" руководителя департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России Алексея Рахманова и начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Сергея Фомочкина.
VIN не виноват
Константин, Новороссийск: Я никак не пойму, в чем различие 17-значного и 11-значного идентификационного номера. И почему это так критично сказывается на безопасности дорожного движения?
Алексей Рахманов: Это прежде всего вопрос учета, уникальности автомобиля, чтобы не было ситуации, в которой под видом одной машины ввозится другая.
Сергей Фомочкин: С японским номером, действительно, все не так просто. У них VIN вообще не существует в том виде, который принят у нас. Они, по сути, указывают номер кузова.
Российская газета: Но он может считаться идентификационным номером?
Фомочкин: Нет, не может. Японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах этого нет.
РГ: Тогда получается, что ввоз японских автомобилей после вступления в силу техрегламента будет запрещен?
Фомочкин: По формальным признакам такой автомобиль под требования регламента не проходит.
Рахманов: Сейчас в рамках мероприятий по введению регламента мы будем разрабатывать единую базу данных практически всех автомобилей. И скорее всего создадим некую библиотеку VIN-номеров. Об этом уже достигнута договоренность с Ростехрегулированием.
РГ: Наш читатель из Омска, дотошно проштудировавший техрегламент, спрашивает, почему он позволяет эксплуатировать авто устаревших конструкций 1970-х годов, не обеспечивающих безопасность на дорогах?
Рахманов: Точно так же регламент не запрещает и эксплуатацию праворульных машин. Закон обратной силы не имеет. Надо четко понимать, что нельзя вводить новые требования, распространяя их на машины, которые были произведены совершенно по другим нормам. Никто ведь не запрещает жить в домах, построенных в XVIII веке. Хотя они по всем нормам - и противопожарным, и строительным - явно не соответствуют сегодняшним правилам.
РГ: В регламенте говорится, что новые иномарки можно будет ввозить в Россию только от тех производителей, которые имеют у нас постоянных представителей. Зачем это делается? И не ограничит ли это конкуренцию, что скажется на конечной цене машин?
Рахманов: Речь идет о том, чтобы обеспечить ответственность одного представителя изготовителя, к примеру, "Субару" или "Мазды". А сегодня получается, кто захотел, тот и ввозит по 10-20 тысяч автомобилей, а потом спросить не с кого. Что касается конкуренции, то ввозит один импортер, но впоследствии он отдает машины на реализацию десяткам дилеров. И те в свою очередь вправе конкурировать между собой, устанавливая цены.
РГ: Для того чтобы водители все-таки не стремились покупать машины с правым рулем, правительство рекомендовало страховщикам повысить для них страховые взносы ОСАГО. Это так?
Рахманов: Правительство поручило предусмотреть возможность введения поправочных коэффициентов с учетом конструктивной безопасности автомобилей. То есть чем автомобиль безопасней, тем ниже понижающий коэффициент. Логика в этом есть.
РГ: Тарифы будут страховщики определять?
Рахманов: Да, это их кухня. Они сами оценивают риски, устанавливают те или иные премии, коэффициенты.
Охотники без "кенгурятников"
Алексей, Сочи: У меня есть "УАЗ" 2002 года выпуска. "Кенгурятник" на нем установлен заводом. Если регламент не распространяется на уже выпущенные автомобили, значит, мне его снимать не придется?
Рахманов: На российском заводе не могли установить "кенгурятник", поскольку это противоречит правилам, которые регламентируют внешние выступы автомобиля. Скорее всего вы купили машину с "кенгурятником", который поставили в автосалоне. В некотором роде это была навязанная дилером услуга, который посчитал, что в таком виде автомобиль выглядит лучше. Поэтому, согласно регламенту, вам придется с этим "кенгурятником" попрощаться.
РГ: А как быть охотникам и егерям, которым в лесу без дополнительной защиты не обойтись?
Фомочкин: По лесу, по бездорожью пусть ездят - пожалуйста. Но на дорогах общего пользования будьте добры откручивать "кенгурятники".
Алексей: У Владимира Владимировича Путина есть "Нива". Я видел снимок - она с "кенгурятником". Ему тоже придется его демонтировать?
Фомочкин: Смотря что на машине установлено. Есть разрешенный в Российской Федерации комплект, назовем его "кенгурятник", для автомобилей семейства "Нива". Производители сертифицировали его, в том числе по травмобезопасности, по соответствию внешним световым приборам. Центральная часть этого устройства из металла, но облита пластиком, а боковые части сделаны из пластика. С этим устройством автомобиль "Нива" может быть допущен к эксплуатации. Если другие производители озаботятся созданием и сертификацией подобного оборудования - милости просим.
Сергей Ильяшов, Москва: Я владелец внедорожника "СсанЙенг" российского производства. На моем автомобиле установлен "кенгурятник" немецкой фирмы "Кобра". Это изделие не только разрешено к использованию в странах Евросоюза, но и помимо улучшения внешнего вида позволяет уменьшить последствия наезда на пешехода.
Фомочкин: Как и в случае с "Нивой", если это устройство было сертифицировано в составе транспортного средства, и соответствовало всем нормам, и есть документы об этом, то вопросов не будет. В одобрении типа в последней строчке указывается дополнительное оборудование. Если там значится устройство фирмы "Кобра", никто не потребует его снимать.
Рахманов: Кстати, автомобиль "Рекстон" выпускается с пластмассовым фабричным "кенгурятником". Если с этим устройством машина была сертифицирована, в том числе по внешним выступам, то тоже проблем не будет.
"Ломбаргини" своими руками
Александр Чудницов, Челябинская область: У меня "копеечка", машине уже 33 года. Бампера я ей поставил от старой "семерки". Но техосмотр машину не пропускает. Меняет ли что-то в этой ситуации техрегламент?
Алексей, Сочи: И какие есть правила по поводу установки на снятые с производства автомобили деталей от других марок. Например, я в своем "УАЗе" сиденье поставил удобное от "Фольксвагена".
Фомочкин: Технически это возможно, но в рамках порядка контроля за внесением изменений в конструкцию, который установлен Приказом МВД России N 1240 от 2000 года. Вы можете обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства и вам разъяснят, что можно, а чего нельзя делать. При наличии положительного заключения компетентного органа будут внесены коррективы в регистрационно-учетные данные вашего транспортного средства. И вы сможете его эксплуатировать.
Что касается "копейки", то здесь тоже надо руководствоваться порядком контроля за внесением изменений в конструкцию автомобилей. В этом же документе определен термин "изменение конструкции". Речь идет об установке непредусмотренных конструкцией элементов и принадлежностей либо демонтаже предусмотренных. Если вы установили на свою "копейку" передние и задние бампера от другой модели, то, безусловно, это изменение конструкции, которое требует согласования. Регламент предусматривает аналогичную процедуру.
Атанесян Артур, Кисловодск: Я строю самоделку, репликар "Ломбаргини". Хочу установить электродвигатель, то есть, по сути, создать электромобиль. Смогу ли я такое авто с учетом требований нового техрегламента легко оформить и по времени, и по деньгам?
Рахманов: Если вы делаете, условно говоря, репликар для того, чтобы детей катать по закрытой площадке, это одна история. А если планируете ездить по дорогам общего пользования, то - другая. В таком случае машина должна соответствовать всем основным требованиям, которые предъявляются к автомобилям, выпускаемым серийно.
А это значит, потребуется проведение технической экспертизы изготовленного вами автомобиля в испытательной лаборатории, аккредитованной Ростехрегулированием. Для того чтобы узнать, безопасен ли репликар, специалисты должны определить, каким образом повлияет наличие электродвигателя на основные функциональные свойства автомобиля. При этом затрагиваются и проблемы электромагнитной совместимости, и тормозных систем. С другой стороны, у вас будет достаточно большой плюс, связанный с экологией.
Атанесян: А краш-тест надо проходить?
Рахманов: Техрегламент не предполагает при испытаниях единичных экземпляров автомобилей использовать разрушающие методики испытаний.
Атанесян: А как мне доставить машину на испытания в Москву?
Рахманов: В Москву-то зачем? В данном случае вопрос доставки транспортного средства на экспертизу - задача испытательной лаборатории. Может быть, экспертиза будет проведена на основании представленных вами документов. Здесь универсальной схемы не существует и не будет существовать. Не исключено, что эксперт к вам на место выедет.
Фомочкин: Единственное, что могу сказать однозначно, пока данное транспортное средство не будет зарегистрировано в установленном порядке в органах Госавтоинспекции, на дороге к эксплуатации оно допущено не будет. Кстати, действующее в настоящее время постановление правительства N 938 от 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники" предполагает возможность регистрации, в том числе и электромобилей. Но вам надо четко понимать, кто его будет регистрировать - органы Госавтоинспекции или органы Ростехнадзора. Это зависит от скоростных характеристик и от мощности двигателя.
Валерий Самойлов из Самарской области: Можно ли конструировать самодельные квадроциклы и мотовездеходы? Если да, то где приобрести требования к ним?
Фомочкин: Вы правильно подметили, квадроциклы и мотовездеходы - это разные транспортные средства. Если мотовездеходы предназначены для движения вне дорог общего пользования, то квадроциклы - одна из категорий мототранспортных средств, как правило, для дорог общего пользования. Соответственно, к ним предъявляются все те требования, что и к мототранспортным средствам. Читайте регламент, там все нормы заложены. В любой библиотеке вы сможете найти полный текст и получить исчерпывающие ответы на ваши вопросы. Регламент также размещен на интернет-сайте правительства Российской Федерации и на сайте "Российской газеты".
Подрезать автопоезд
Шмулей Елена Дмитриевна, Рязанская область: В начале 1980-х мой муж сам изготовил прицеп к автомобилю по журналу "За рулем". Но на учете в ГИБДД прицеп не стоит: документов же никаких нет. Каким образом поставить его на учет? Предусматривает ли техрегламент возможность регистрации самодельных машин?
Фомочкин: По действующему законодательству вы можете зарегистрировать прицеп только при наличии одобрения типа транспортного средства, получение которого сопряжено со значительными трудностями.
Однако по новому регламенту самодельные машины регистрировать станет проще. Они будут рассматриваться как единичные транспортные средства. Для них введена процедура технической экспертизы. Если уполномоченная Ростехрегулированием лаборатория выдает положительное заключение о соответствии вашего прицепа требованиям безопасности, то его регистрируют. Так что я бы вам рекомендовал просто немного подождать до момента вступления в силу регламента.
Проблема регистрации прицепов, кстати, актуальна для тысяч граждан. Тем более в последнее время массовое распространение в стране получило увлечение водными видами спорта. А водные мотоциклы, яхты, катера требуют прицепов разных параметров и габаритов.
Незаменов Владимир, пчеловод, город Троицк, Челябинская область: 20 лет назад павильоны и пчеловодные будки не относились к транспортным средствам. А сейчас ГАИ останавливает, требует на них документы.
Евгений Зиновьев, Кировская область: По техрегламенту разрешается эксплуатировать автопоезда габаритами не более 18,75 метра длины. Я замерил свой американский грузовик, у меня длина получается где-то 18,9 метра.
Запретят мне его использовать?
Фомочкин: До вступления техрегламета в силу будет действовать разрешенная сегодня норма - до 20 метров длины автопоезда. Но если вы и позже захотите эксплуатировать американский тягач, то подбирайте такой полуприцеп, чтобы общие габаритные размеры состава транспортных средств не выходили за пределы требований регламента. Или меняйте подвижной состав. Берите европейские машины. Они не такие большие и длинные.
Рахманов: Чтобы уложиться в новые нормы, вы можете также получить специальное разрешение для движения в соответствии с правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Разрешения выдаются территориальными управлениями Федерального дорожного агентства. О порядке получения разрешения вам расскажут и в управлении Госавтоинспекции Кировской области.
Зиновьев: А если чуть подрезать бампер?
Рахманов: Возможно и такое.
Зиновьев: А как же автомобили "Урал"?
Фомочкин: Они точно так же будут попадать под новые требования. Кстати, мало кто обращает внимание на то, что многие американские тягачи не подходят под требования Технического регламента и по ширине.
ГЛОНАСС для "КамАЗа"
Сергей Гладких, Владикавказ: У нас "КамАЗ" раз в месяц перевозит азот, опасный груз. Нам тоже надо спутниковую навигацию ГЛОНАСС устанавливать?
Фомочкин: Все транспортные средства, осуществляющие перевозки опасных грузов, должны быть оснащены специальными приборами - ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
Делается это для того, чтобы экстренные службы могли оперативно прибыть на место происшествия для устранения причин. Это общемировая практика, и такие приборы сейчас уже устанавливаются не только на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, но и на пассажирских автобусах. В том числе такие же системы устанавливаются и на автомобилях специальных и оперативных служб для того, чтобы своевременно координировать их работу. В данном случае вам придется выполнять требования регламента, даже если у вас разовая перевозка. Потому что ограничений по количеству перевозок регламент не устанавливает.
Гладких: Где найти такие приборы?
Рахманов: Основным оператором системы ГЛОНАСС, насколько мне известно, будет Роскосмос и АФК "Система". Их представители появятся в каждом регионе.
Гладких: А тахографами наши машины тоже должны быть оборудованы? Мы только раз в полгода выезжаем в Нальчик либо в Москву.
Фомочкин: Да. Тахографы - устройства для контроля режима труда и отдыха водителей, параметров движения транспортного средства, также предусмотрены регламентом для установки в определенного рода автомобилях. Но если ваш "КамАЗ", допустим, будет оборудован системой ГЛОНАСС, а речь идет о том, что наши производители предполагают производство этого универсального прибора вместе с тахографом, то есть два в одном, то, безусловно, отдельно устанавливать вам его не придется.
РГ: Сколько будет стоить ГЛОНАСС?
Фомочкин: Могу сказать, сколько стоит сегодня механический аналоговый тахограф. С установкой это обходится от 15 до 25 тысяч рублей.
Пошлины с продолжением
РГ: Запретительные пошлины на подержанные иномарки сохранятся?
Рахманов: Недавно принято решение продлить их еще на 9 месяцев. Общая стратегия и логика развития государства, имеющего автомобильную промышленность, вне зависимости от количества нероссийских иностранных участников говорит о том, что конкуренции между подержанными и новыми машинами ни на одном рынке мира нет и быть не может априори. Россия заинтересована иметь свое собственное производство автомобилей.
РГ: Для Дальнего Востока, который кормится продажей подержанных машин, это создает большую проблему. Автомобильный завод, который сейчас строится на Дальнем Востоке, решит ее?
Рахманов: Нет, конечно. В регионе продается около 100 моделей различных японских автомобилей. Ни один завод не сможет 100 моделей выпускать. Но альтернатива у дальневосточников появится. Об этом автозаводе надо говорить как об элементе создания рабочих мест, использовании очевидных логистических преимуществ Дальнего Востока.