06.10.2009 00:20
Экономика

Россияне ищут новые способы экономии в условиях кризиса

Российские потребители ищут новые способы экономии
Текст:  Наталья Барановская
Российская Бизнес-газета - : №38 (722)
Читать на сайте RG.RU

Почти половина россиян ищут магазины, где продукты, которые они обычно покупают, стоят дешевле. Это самый распространенный способ экономии, судя по результатам исследования Profi Online Research "Изменение мотивации и потребительского поведения в условиях кризиса". Конечно, можно экономить и по-другому, например, покупая в привычном магазине аналогичные товары более дешевых марок. Но переходить на более дешевые марки оказались готовы лишь около 1/6 опрошенных. Треть потребителей предпочитают в кризис покупать то же, что и раньше, только реже и меньше. Но этот способ теряет популярность по мере того, как потребители, напуганные кризисом и затянувшие пояса в начале года, постепенно успокаиваются и перестают мучить себя ограничениями.

А вот практика покупки товаров большими, чем до кризиса, объемами, которая широко распространена практически во всех странах Западной Европы и США, в России не прижилась - только 8% потребителей экономят таким способом. Из тех, кто все-таки старается в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, около 15% опрошенных приобретают большими объемами бакалею и макаронные изделия и примерно 10% - табак и консервы.

На некоторых товарах потребители не хотят экономить вовсе. В начале 2009 года многие участники исследования отмечали, что никаким образом не станут урезать свой бюджет, в первую очередь на хлеб (67%), детское питание (61%), молочные продукты (45%) и табачные изделия (37%). Однако уже к III кварталу текущего года стало ясно, что, к примеру, не экономят (не планируют экономить) на табаке несколько меньшее число опрошенных - 29%, на детском питании - 55%, на молочной продукции - 36%. Можно сделать вывод: несмотря на то, что, казалось бы, самая опасная фаза финансового кризиса осталась позади, россияне не теряют бдительности. А может, просто уже привыкли экономить на продуктах.

Что касается несъедобных товаров, то экономить, закупая большими партиями, можно далеко не все. Например, обувь и одежду покупают впрок только 2% потребителей, а мебель, автомобили и ювелирные изделия - 3%. Основной способ экономить на непродовольственных товарах - найти, где они стоят дешевле. Менее популярный способ - перейти на более дешевые торговые марки. Но и таким способом около 20% потребителей экономят на одежде, обуви, хозтоварах и средствах гигиены.

Всего же, по данным ВЦИОМ, кризис сделал экономнее 83% россиян, причем 48% экономят почти на всем, а 35% частично урезают расходы. Наиболее экономными оказались жители больших городов. А по данным опроса, проведенного аналитической компанией "Башкирова и партнеры", экономность потребителей не зависит ни от места проживания (и селяне и горожане одинаково ограничивают себя в расходах), ни от возраста. А вот от пола зависит: экономят, по их собственному признанию, 76% женщин и 64% мужчин.

Конечно, потребители экономят не только на еде и товарах повседневного спроса. Около 36% респондентов экономят на путешествиях. Не повезло и ресторанному бизнесу - еще треть опрошенных отказались от походов в рестораны и кафе (для сравнения: от посещения театров отказались только 13,6%, а от тусовок в клубах и на дискотеках всего 11,9%). Четверть россиян вынуждены экономить на подарках друзьям и близким. Кроме того, кризис заставил отказаться 23% потребителей от покупки книг. Больше повезло производителям и продавцам периодических изданий: на газетах и журналах сегодня экономят не более 16% россиян. Пока не спешит сдавать позиции алкоголь - только 14,2% потребителей спиртного стали экономнее. Курильщиков тоже кризис не исправил - всего 10,5% стали экономить на табаке, но не отказавшись от вредной привычки, а перейдя на более дешевые марки и покупая сигареты в магазинах подешевле.

Меньше всего от экономности потребителей пострадали интернет-провайдеры и компании, работающие в сфере телекоммуникаций: на Интернете экономят только 5,7% россиян, на кабельном телевидении - 4,4%, а на спутниковом ТВ - 3,6% потребителей.

На чем и как экономят потребители

Товары и цены Социология