Почти половина россиян ищут магазины, где продукты, которые они обычно покупают, стоят дешевле. Это самый распространенный способ экономии, судя по результатам исследования Profi Online Research "Изменение мотивации и потребительского поведения в условиях кризиса". Конечно, можно экономить и по-другому, например, покупая в привычном магазине аналогичные товары более дешевых марок. Но переходить на более дешевые марки оказались готовы лишь около 1/6 опрошенных. Треть потребителей предпочитают в кризис покупать то же, что и раньше, только реже и меньше. Но этот способ теряет популярность по мере того, как потребители, напуганные кризисом и затянувшие пояса в начале года, постепенно успокаиваются и перестают мучить себя ограничениями.
А вот практика покупки товаров большими, чем до кризиса, объемами, которая широко распространена практически во всех странах Западной Европы и США, в России не прижилась - только 8% потребителей экономят таким способом. Из тех, кто все-таки старается в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, около 15% опрошенных приобретают большими объемами бакалею и макаронные изделия и примерно 10% - табак и консервы.
На некоторых товарах потребители не хотят экономить вовсе. В начале 2009 года многие участники исследования отмечали, что никаким образом не станут урезать свой бюджет, в первую очередь на хлеб (67%), детское питание (61%), молочные продукты (45%) и табачные изделия (37%). Однако уже к III кварталу текущего года стало ясно, что, к примеру, не экономят (не планируют экономить) на табаке несколько меньшее число опрошенных - 29%, на детском питании - 55%, на молочной продукции - 36%. Можно сделать вывод: несмотря на то, что, казалось бы, самая опасная фаза финансового кризиса осталась позади, россияне не теряют бдительности. А может, просто уже привыкли экономить на продуктах.
Что касается несъедобных товаров, то экономить, закупая большими партиями, можно далеко не все. Например, обувь и одежду покупают впрок только 2% потребителей, а мебель, автомобили и ювелирные изделия - 3%. Основной способ экономить на непродовольственных товарах - найти, где они стоят дешевле. Менее популярный способ - перейти на более дешевые торговые марки. Но и таким способом около 20% потребителей экономят на одежде, обуви, хозтоварах и средствах гигиены.
Всего же, по данным ВЦИОМ, кризис сделал экономнее 83% россиян, причем 48% экономят почти на всем, а 35% частично урезают расходы. Наиболее экономными оказались жители больших городов. А по данным опроса, проведенного аналитической компанией "Башкирова и партнеры", экономность потребителей не зависит ни от места проживания (и селяне и горожане одинаково ограничивают себя в расходах), ни от возраста. А вот от пола зависит: экономят, по их собственному признанию, 76% женщин и 64% мужчин.
Конечно, потребители экономят не только на еде и товарах повседневного спроса. Около 36% респондентов экономят на путешествиях. Не повезло и ресторанному бизнесу - еще треть опрошенных отказались от походов в рестораны и кафе (для сравнения: от посещения театров отказались только 13,6%, а от тусовок в клубах и на дискотеках всего 11,9%). Четверть россиян вынуждены экономить на подарках друзьям и близким. Кроме того, кризис заставил отказаться 23% потребителей от покупки книг. Больше повезло производителям и продавцам периодических изданий: на газетах и журналах сегодня экономят не более 16% россиян. Пока не спешит сдавать позиции алкоголь - только 14,2% потребителей спиртного стали экономнее. Курильщиков тоже кризис не исправил - всего 10,5% стали экономить на табаке, но не отказавшись от вредной привычки, а перейдя на более дешевые марки и покупая сигареты в магазинах подешевле.
Меньше всего от экономности потребителей пострадали интернет-провайдеры и компании, работающие в сфере телекоммуникаций: на Интернете экономят только 5,7% россиян, на кабельном телевидении - 4,4%, а на спутниковом ТВ - 3,6% потребителей.