На саммите в американском Питсбурге лидеры "Группы двадцати" перешли от теоретических рассуждений о необходимости перестройки мировой финансово-экономической архитектуры к конкретным действиям. Найдется ли ООН место в формирующейся новой системе регулирования мирохозяйственных связей? На этот и другие вопросы "РГ" ответил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин.
Договоренности, достигнутые на саммите в Питсбурге, действительно имеют очень важное значение. В итоговом заявлении лидеров новый формат "Группы двадцати" обозначен как "главный форум осуществления международного экономического сотрудничества" между двадцатью странами.
Однако речь не идет о создании новой международной организации, которая заменила бы другие форумы, группы и структуры. Кроме того, и об этом говорил в Питсбурге президент России Дмитрий Медведев, в мире не двадцать экономик. Поэтому крайне важно наладить партнерское взаимодействие с остальными государствами. Одновременно с преодолением инерции однополярного мира в мировой политике нужно выходить и на качественно новый уровень глобального партнерства в целях развития на основе принципа взаимного учета интересов всех стран.
.
Сформировать и, что гораздо важнее, полноценно реализовать огромный потенциал такого партнерства можно только на платформе ООН. Для нас очевидно, что разумной альтернативы глобальной архитектуре с опорой на Организацию Объединенных Наций и верховенство международного права нет и в обозримой перспективе не предвидится. Думаю, это понимают во всем мире.
Даже те, кто критикуют Организацию за неэффективность и бюрократизм, признают, что ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международных отношений, основной площадкой для обсуждения и принятия многосторонних решений не только в сфере международного мира и безопасности, но и по вопросам социально-экономического и гуманитарного развития, всему комплексу природоохранных проблем.
Российская газета: В этом году основное внимание на Генассамблее, очевидно, будет уделено обсуждению путей преодоления глобального кризиса. Как вам видится работа ООН на этом направлении с учетом того, что основные антикризисные рецепты уже разработаны в рамках "двадцатки"?
Виталий Чуркин: Во-первых, я бы не стал утверждать, что все решения найдены. Во-вторых, повестка дня в области развития - а именно этим занимается Второй комитет ГА ООН - гораздо шире вопросов преодоления кризиса и финансово-экономического регулирования. Безусловным приоритетом работы ООН на социально-экономическом направлении является содействие достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), принятых мировым сообществом в 2000 году.
В сентябре следующего года в Нью-Йорке должна пройти встреча на высшем уровне по ЦРТ, которая станет одним из наиболее значимых событий в ООН наряду с Ассамблеей тысячелетия и Всемирным саммитом 2005 года. Фактически это будет последняя возможность для мировых лидеров придать необходимый политический импульс пробуксовывающим международным усилиям по борьбе с голодом и нищетой, опасными инфекционными заболеваниями, детской и материнской смертностью, неграмотностью, деградацией окружающей среды и др.
Второму комитету текущей сессии Генассамблеи предстоит проделать большую подготовительную работу, заложить основу для успешного проведения этого мероприятия.
В ближайшие месяцы работа ГА ООН на антикризисном направлении будет продолжена в рамках Специальной рабочей группы. Надеемся, что эта Группа окажется полезным механизмом для достижения консенсуса по важным вопросам мирового развития в условиях глобального кризиса и таким образом будет способствовать укреплению роли ООН в качестве опорного элемента современной системы международных экономических отношений.
РГ: Какова, на ваш взгляд, роль ООН в решении столь актуальной проблемы нашего времени, как изменение климата?
Чуркин: Очень велика, более того, уникальна. Судите сами. Проблема изменения климата имеет глобальный характер. Значит, и подходить к ее решению нужно только на основе действий всех стран, всего мирового сообщества. Никакой другой площадки, кроме ООН, для выработки стратегии совместного реагирования на глобальные вызовы человечество не придумало.