14.10.2009 00:30
Власть

Сергей Лавров и Хиллари Клинтон обменялись новыми списками вопросов и ответов

Глава МИД России и госсекретарь США обменялись новыми списками вопросов и ответов
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Столичный выпуск: №194 (5018)
Читать на сайте RG.RU

"Предвкушаю плодотворную дискуссию", - заявил глава МИД России Сергей Лавров, открывая прошедшую вчера в Москве встречу с американской коллегой Хиллари Клинтон.

Госсекретарь была настроена не менее оптимистично. С таким хорошим настроением руководители внешнеполитических ведомств России и США не начинали свои встречи многие годы.

За три часа переговоров стороны не дали друг другу поводов растерять положительный настрой. При этом было очевидно, что с ходу всех спорных вопросов решить не удалось. Впрочем, такой задачи перед министром и госсекретарем никто и не ставил. Главный итог встречи в Москве заключался в другом - перестав заниматься нравоучениями, стороны приступили к полноценному диалогу по всему длинному списку вопросов. Иными словами, предложенная президентом США Бараком Обамой перезагрузка российско-американских отношений, очевидно, состоялась.

"Мы долго готовились к этой встрече, - начал откровенную беседу с госсекретарем российский министр. - Но я думаю, что проделанная нашими министерствами работа позволит продуктивно провести первый раунд стратегических переговоров в рамках созданной нашими президентами комиссии". "Мы многого уже успели достичь", - согласилась с ним гостья из Вашингтона.

В действительности с того момента, когда в марте этого года на их первой встрече в Женеве Клинтон подарила Лаврову символичную кнопку с надписью с ошибкой "Перегрузка", прошло всего полгода. Но многим, особенно среди дипломатов, вполне могло показаться, что женевская встреча состоялась года три-четыре назад. Так много всего качественного и количественного произошло за это время. 1 апреля президенты России и США встретились в британской столице. Затем были два саммита "двадцатки" в Лондоне и Питсбурге, встреча "большой восьмерки" в Италии, июльский визит Барака Обамы в Москву, несколько раундов женевских российско-американских консультаций по подготовке новых договоренностей взамен Договора о стратегических наступательных вооружениях, срок действия которого истекает 5 декабря.

И, конечно же, заявление президента США об отказе от планов по размещению третьего позиционного района ПРО в Чехии и Польше. "Мы заинтересованы работать с Россией, чтобы развить сотрудничество, включая проведение совместной оценки угрозы или создание центра обмена данными, в чем согласились наши президенты, или как способ сделать противоракетную систему общим делом", - пояснила вчера в Москве госсекретарь.

Клинтон и Лавров за последние полгода раз десять пересекались на различных международных встречах и конференциях. В российскую же столицу Клинтон в ранге госсекретаря впервые должна была приехать еще в июле вместе с Обамой. Однако незадолго до этого она поскользнулась в Вашингтоне и сломала себе руку. "Я сожалею, что не смогла присутствовать на саммите Россия-США в июле этого года, но с тех пор двусторонние отношения претерпели перезагрузку", - заметила Клинтон вчера на переговорах с Лавровым.

Россия и США сейчас оказались в уникальной ситуации - теперь практически ничто не мешает двусторонним отношениям идти в гору. Переговорный процесс, по сути, ограничен лишь способностью дипломатов вести без перерывов многодневные консультации и числом дней в неделе. При этом идет скрупулезное обсуждение каждой мелочи, каждой строчки, каждого пункта того или иного документа.

На итоговой пресс-конференции Лавров сообщил: у Москвы и Вашингтона "много точек соприкосновения по обсуждавшимся вопросам, хотя остаются и темы, по которым предстоит сближать позиции". Клинтон также не видит ничего фатального в том, что у США и России остаются вопросы, по которым стороны пока придерживаются разных позиций: "Мы, к примеру, не разделяем точку зрения России по Грузии. У нас разные мнения, и я ясно сказала, что мы не признаем Южную Осетию и Абхазию. Важно понять, что мы разные страны, у нас разный исторический опыт, точки зрения". На первом этапе признание со стороны Вашингтона того факта, что мы разные, уже большой прогресс. Впрочем, общего все равно больше, чем отличий.

Внешняя политика