Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев считает, что сумма компенсации, выплачиваемой владельцам утилизируемых автомобилей на Дальнем Востоке, должна быть выше, чем для жителей других регионов России. Не 50 тысяч рублей, а 80-90 тысяч рублей.
Пока это только идея. Но будь она принята, может сломить сопротивление дальневосточников, категорически не желающих менять подержанные японские авто на автомашины отечественной сборки.
Напомним, чтобы сократить долю неэкологичных и небезопасных машин на российских дорогах, а также подстегнуть спрос владельцев старых авто на покупку новых отечественного производства, в минпромторге по поручению премьер-министра создана рабочая группа, которая разрабатывает концепцию утилизации автотранспорта. Предусматривается, что в обмен на старое авто десятилетней давности граждане будут получать ваучеры до 50 тысяч рублей, с тем, чтобы использовать их при покупке новых автомобилей, включая иномарки отечественной сборки. Планируется, что в пилотном режиме, рассчитанном на два года, программа заработает уже с 1 января 2010 года. Но пока только в нескольких регионах - в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях.
Вчера источник в минпромторге сообщил "РГ", что не исключено, что к пилотному эксперименту в итоге подключится Краснодарский край и Дальний Восток. Что касается повышения ценовой планки по выкупу авто у жителей Дальневосточного региона, то на это в минпромторге дипломатично сообщили, что "озвученная полпредом инициатива должна быть тщательно проанализирована".
Впрочем, директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков по поводу повышенной планки высказался однозначно против. По его мнению, во-первых, цифра в 50 тысяч рублей родилась в минпромторге не на пустом месте, а с учетом данных о парке старых автомобилей и обоснованного экономического расчета. Сегодня, по его словам, каждая вторая машина в России теоретически подпадает под эту программу, а это 14 миллионов машин. И если 14 миллионов человек сразу встанут в очередь, то программа потонет. Поэтому для обкатки законодательных, финансовых механизмов вначале и нужен эксперимент. К тому же должна быть построена и инфраструктура - заводы, полигоны для утилизации. "Во- вторых, - говорит Целиков, - для всех регионов должны быть прописаны единые условия и стандарты по выкупу автомобилей. В противном случае выйдут жители Пикалева и скажут: "А нам еще хуже жить. Так что давайте нам ваучеры на 120 тысяч рублей". Тут, считает Целиков, должен действовать принцип - либо всем, либо никому.
А вот если Дальний Восток включат в программу эксперимента, то это пойдет жителям региона только на пользу, говорит эксперт. "В регионе нужны пилотные проекты, которые были бы связаны с дополнительным бизнесом, рабочими местами. А инфраструктура, которая должна создаваться при утилизации автомобилей, создаст эти места", - продолжает Целиков. Кстати, в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 тысяч новых машин, то есть он обойдется государству в 10 миллиардов рублей. Минпром-торг заявку на необходимую сумму в минфин уже подал.
Между тем
Некоторые территории Дальнего Востока являются самыми "автомобилизированными" в России. Так, в Приморском крае насчитывается 278 личных автомобилей на тысячу жителей, на Сахалине - 282, на Камчатке - 250.