Слухами и недомолвками были полны немецкие газеты в пятницу. Пока с наступлением выходных всем наконец-то стало ясно, что стоит за непонятным молчанием всех причастных к сделке сторон.
Оказывается, в конце недели мужественная комиссар ЕС по конкуренции Неели Крёз обратилась с письмом к правительству Германии, призывающим прояснить правовые основы сделки и ее совместимость с правилами конкуренции в рамках ЕС.
Еще в марте Брюссель возмутился одиночными действиям Германии в деле спасения "Опеля". Ведь заводы по производству автомобилей этой марки располагаются и в Испании, Польше, Бельгии и Австрии, а в Великобритании работают два завода по производству автомобилей марки "Воксхолл", входящие в европейскую ветвь концерна "Дженерал моторс". Если немецкое правительство нашло деньги для спасения своего традиционного предприятия, это не значит, что оно имеет право требовать от нового собственника сохранять рабочие места только в Германии. Это противоречит нормам, регулирующим конкуренцию внутри Европейского сообщества.
Однако волю германского правительства было не сломить. Полгода продолжались изматывающие переговоры между правительством ФРГ, "Дженерал моторс" и концерном "Магна" в связке с российским Сбербанком. Наконец проект договора был одобрен и покупатель для 55-процентной доли "Опеля" избран: "Магна" и Сбербанк.
Но тут в Германии прошли выборы. Как канцлер Ангела Меркель (ХДС), так и министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг (ХСС), поддержавшие и санкционировавшие сделку, были избраны вновь. Во всеобщей эйфории никто не придал особого значения тревожным сигналам из Европейской комиссии.
Цу Гуттенберг, который долгое время был против продажи частей "Опеля" "Магне" и Сбербанку, теперь высказывается прямо противоположно. По его словам, лучше "Магны" и Сбербанка для "Опеля" быть ничего не может. Забыты предостережения экономистов консалтинговой фирмы PwC, сделавшей отзыв специально для правительства ФРГ. Они высказали веские сомнения насчет успеха сделки и оценили прогноз для России как слишком оптимистичный.
Однако отзыв не поколебал уверенность ранее такого осторожного министра экономики. Вот и письмо от Неели Крёз он прокомментировал так: ничего неожиданного не произошло. Германское правительство уверено, что на этой неделе договор будет подписан.
Уже называются сроки - вторник или среда. По информации журнала "Шпигель", дело осталось за малым. "Дженерал моторс" просто должен послать в Брюссель ответную депешу с заверением, что продажа европейской ветви "ДжМ" консорциуму "Магны" и Сбербанку произошла не потому, что правительство ФРГ пообещало это еще в мае, а по производственно-экономическим соображениям.
Таким образом, у Европейской комиссии будет своего рода алиби перед другими странами с производствами "Опеля" и "Воксхолла". К тому же поступили позитивные сигналы об их возможном участии в кредитах под сделку.
Германское правительство обязалось выплатить 3 миллиарда евро дополнительно к выделенным уже полутора миллиардам, и теперь вполне вероятно, что часть этой суммы возьмут на себя другие страны.
В случае провала сделки "Опель" должен будет выплатить полтора миллиарда правительству ФРГ. Если найдет.
Если нет - необходимо будет объяснить налогоплательщику, куда и почему ушел непопулярный кредит. Новое германское правительство в этом будет заинтересовано еще меньше, чем старое. Поэтому сейчас задействованы все рычаги, чтобы развеять сомнения Европейской комиссии.