Вчера Владимир Путин дал старт производству полного цикла автомобилей компании "Фольксваген". Глава правительства быстро нашел общий язык с ведущим немецким концерном, тогда как российские чиновники вызвали у него раздражение.
Крупнейший автопроизводитель Европы контролирует известные бренды Volkswagen, Audi, Skoda, Bugatti, Lamborghini, Scania, Seat, Bentley, с 2011 года в список войдет Porsche. Среди продукции, которую немцы презентовали на выставке, - нежно-кремовый "Бентли", желтый "Ламборджини" и другие модели - скоро появится машина, созданная специально для российского рынка. Седан на базе Polo (рабочее название VW-251) стоимостью 440 тысяч рублей - вот что должно поразить отечественный рынок в 2010 году. Тем более что программа льготного автокредитования, не исключила ранее министр экономического развития Эльвира Набиуллина, может быть продлена на следующий год. Пока же на заводе в Калужской области собираются 13 моделей марок Skoda и Volkswagen, в скором времени добавятся еще пять моделей, одну из которых - Volkswagen Tiguan - Путин попробовал лично.
- Я вижу, тебе нравится, - предположил премьер, подойдя к одному из рабочих. Тот, одетый в чистенькую униформу, промолчал. По приказу германского менеджера он взобрался на кресло-робот, которое "внедрило" его в каркас Tiguana. "Теперь он может спокойно, расслабленно, со всеми удобствами приступить к работе", - рассказывал немец. Вдруг в его руках оказалась с виду обычная дрель, потребовавшая, однако, дополнительных разъяснений: как оказалось, благодаря форме включать аппарат можно нажатием на кнопку не указательным, а средним пальцем, "в результате чего не возникает болей в локтевом суставе".
- Я вижу, тебе нравится, - снова предположил премьер, глядя на безответного рабочего. А парень, припомнив, как премьер подъехал к конвейеру на электромобиле, сказал в ответ:
- Вы хороший водитель.
- А у вас хорошие машины.
- Что, лучше "Нивы"? - поинтересовались журналисты.
- Понимаете, это моя личная. Что может быть лучше своей машины?! - доверительно произнес Путин.
Похоже, это был вчера почти единственный случай, когда глава правительства вспомнил об отечественном автопроме - жизнеутверждающая атмосфера на "Фольксвагене" всячески уводила от тревожных мыслей об "АвтоВАЗе". Однако на вопрос, возможно ли, что уволенные рабочие будут востребованы на калужском заводе, директор департамента технического развития и локализации Владимир Шульц сказал: "Если только в частном порядке кто-то придет, то пожалуйста".
Впрочем, и без того "Фольксваген" дал работу местным жителям. Только 200 человек из двухтысячного штата - немцы. И именно эта "прослойка" определяет порядки на заводе. После выхода на запланированные мощности в 150 тысяч автомобилей в год коллектив завода увеличится до трех тысяч сотрудников.
Пример Калужской области, уверен Владимир Путин, должен стать заразительным для всей страны. Ведь здесь видно, "как можно практически с нуля создавать новые индустриальные центры, активно привлекать передовые технологии, открывать дополнительные, хорошо оплачиваемые рабочие места".
- Сегодняшнее событие - это еще и знак доверия инвесторов, - говорил российский премьер. - Уверен, они не прогадают, ведь очевидно, что у российского авторынка хорошие перспективы. По объективным данным, наш российский авторынок - крупнейший в Европе.
Путин заверил, что все компании, открывающие свои производства в России, воспринимаются правительством как родные. Ведь и на них распространяются антикризисные меры, среди которых, например, программа льготного автокредитования с субсидированием процентной ставки. Впрочем, заявил премьер, власти продолжат оказывать поддержку и "традиционным автопроизводителям". "Они играют огромную роль в нашей экономике, обеспечивают занятость в десятках городов и целых регионах и, не сомневаюсь, в состоянии справиться с текущими проблемами, провести модернизацию производства, выпускать конкурентные товары, востребованные машины", - убежден Путин.
В общем, калужский завод "Фольксвагена" явился еще одним образчиком крепкой российско-немецкой дружбы, иными свидетельствами которой считаются "Северный поток" или покупка Сбербанком акций "Опеля". Ко всему прочему, руководитель "Фольксваген Групп Рус" Дитмар Корцеква обратил внимание премьера и на то, что компания стала генеральным партнером сочинской Олимпиады. "Значит, мы вместе выиграем Олимпийские игры в Сочи", - засмеялся Владимир Путин "на немецком", поскольку вел разговор с Корцеква на родном языке последнего. "Была бы идеальная ситуация, если бы Россия и Германия встретились в финале чемпионата мира по футболу, - не останавливался Путин, но тут же оговорился. - Но у них больше шансов, поскольку и немецкая команда - их команда, и российская - тоже их ("Фольксваген - официальный спонсор сборной России. - "РГ").
Благодушное настроение главы правительства было сильно подпорчено состоявшимся ближе к вечеру совещанием по развитию регионов. На нем Владимир Путин в пух и прах разнес госаппарат. В последние годы наблюдается значительный рост численности чиновников, соответственно увеличиваются и расходы на их содержание. Так, в 2008 году объем затрат на госаппарат вырос на треть, в 2009 году на 4 процента. "И это в самый разгар кризиса, это никуда не годится. Мы же по всем направлениям стремимся к экономии", - возмущался Путин, предупреждая, что "ссылки на то, что появляются новые задачи, я не понимаю". По его данным, каждый третий бюджетный рубль на государственное и муниципальное управление, а в целом 116 миллиардов рублей "потрачены впустую".
Помимо всего прочего, в регионах буксует введение новой системы оплаты труда бюджетников. В результате, отмечал премьер, средняя зарплата учителей по-прежнему не превышает 12 тысяч рублей, а заработок врачей составляет всего 21 тысячу рублей. "Объем неэффективных расходов в образовании и здравоохранении достиг 147 миллиардов рублей. Значительная часть денег была проедена, а не потрачена, например, на поощрение специалистов или на закупку оборудования", - негодовал Путин.
В общем, премьер убежден: если достижения последних лет обусловлены большим притоком денег в страну, то сейчас подобные возможности исчерпаны. "Без проведения системных преобразований дальнейшее увеличение финансирования бессмысленно. Задержка модернизации здравоохранения, образования и других отраслей может привести к откату назад", - считает Владимир Путин.