Последняя новость: столичные власти подобрали уже 198 площадок для возведения объектов по программе "Народный гараж".
Большинство мест первоначально предназначалось под постройку коммерческих паркингов, но кризис помешал реализовать эти планы. Еще часть "народных гаражей" займут территорию, где прежде были либо так называемые "плоскостные стоянки" с "ракушками", либо огороженное забором место с охраной.
Ни копейкой больше?
Конечно, не обошлось без конфликтов. Ведь многие автовладельцы лишились привычной парковки. Но "ракушки", как ни крути, - временное и незаконное явление. Что же касается стоянок за импровизированным забором, то их владельцы никаких прав на занимаемый земельный участок не имели. В лучшем случае - краткосрочный договор аренды.
"А город предоставляет гарантированные места в собственность, - говорит и.о. руководителя территориальных подразделений по работе с населением дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения Елена Горбунова. - С такого места автомобиль уже никто не сгонит".
С этим не поспоришь. Только ведь это не благотворительная акция столичных властей. "Народный гараж", напомним, стоит 350 тысяч рублей. И еще не известно, удержится ли на этой цифре. Хотя все руководители, как заклинание, повторяют: ценовая политика не претерпит изменений. Но большинство автовладельцев пока не готовы к таким тратам.
"У людей сейчас просто нет лишних денег. Даже на страховку автомобиля не находится. Если бы эта программа массово заработала до кризиса, то оказалось бы намного больше желающих вступить в нее", - считают аналитики из "Индикаторов рынка недвижимости".
Столичным властям пришлось несколько подкорректировать план по вводу в эксплуатацию "народных гаражей". Если первоначально речь шла о том, что до конца года будет построено 70 тысяч машино-мест, то сейчас появилась более реалистичная цифра. Как сообщили "РГ" в Дирекции, город получит до нового года 58 тысяч мест для хранения личных авто.
Претерпело изменение и основное условие программы "Народный гараж". Когда она разрабатывалась, предполагалось, что строиться гаражи будут исключительно на средства самих москвичей. Потому-то и назвали их "народными". Собрали желающие деньги и на них построили. Но пока на практике все выглядит по-другому.
"На данном этапе строитель ство идет за счет подрядчиков, - поясняет Елена Горбунова. - Летом, когда все это массово запускалось, была главная задача - задействовать простаивающий столичный стройкомплекс. Многие строительные организации, которые лишились работы из-за кризиса, захотели на собственные средства строить "народные гаражи". По мере поступления денег от населения им будут возвращать затраты".
На сегодняшний день москвичей, пожелавших стать соинвесторами, по данным той же дирекции, не так много - 11,5 тысячи человек. Они уже заключили предварительные договоры. Но в гаражной дирекции уверены, что москвичи рано или поздно заинтересуются программой и в конце концов все места будут выкуплены. Поэтому и на следующий год грандиозные планы - строительство почти 140 тысяч машино-мест в "народных гаражах".
Где хранить колеса
К сегодняшнему дню специалисты из "ЦНИИ - проектирование жилых и промышленных зданий" по поручению столичных властей разработали 18 типовых проектов "народных гаражей". Внешне они довольно схожи между собой. Главное отличие - количество машино-мест: минимум - 65, максимум - 1100. Конструкция же остается неизменной - 4-5-этажная открытая парковка манежного типа, то есть без отдельных боксов.
"Народные гаражи" будут капитальные, наземные, многоярусные, но не отапливаемые (подогреваться будут только въездные пандусы), со стенками открытого типа, затянутыми сеткой "рабицей". Для украшения фасадов предлагают использовать ящики с зеленью либо рекламные щиты.
"Выбирать, где какой проект воплотить в жизнь, будут архитекторы, представители управ, исходя из площади, конфигурации земельного участка", - подчеркнула специалист ЦНИИ Ольга Шевченко.
Размеры одного места - 3 х 6 метров. Для парковки автомобилей, принадлежащих инвалидам, машино-место будет чуть шире - 3,5 х 6 метров.
В каждом "народном гараже" оборудуют мойку, шиномонтаж (их услуги будут предоставляться за отдельную плату), а также отведут специальное место для хранения сменной резины. "Камеру хранения" для колес владельцам обещают предоставлять бесплатно.
Обязательное условие - наличие охраны. Насколько она будет серьезной - решать непосред ственным владельцам гаражной недвижимости. Понятно, что военизированная охрана обойдется недешево. Плюс обязательные коммунальные платежи - за свет, отопление, воду. В общем, выйдет в копеечку.
Чтобы стимулировать развитие программы, со следующего года, как обещают столичные власти, на "народные гаражи" будет предоставляться социальная ипотека. Льготные кредиты под 11,5 процента годовых смогут получить примерно 20,4 тысячи москвичей. При этом первоначальный взнос будет составлять 30 процентов (105 тысяч рублей) с рассрочкой платежа до пяти лет.
Между тем
Первый "народный гараж" открылся в районе Кожухово, на улице Дмитриевского. Девятиэтажный паркинг изначально возводили коммерческие застройщики. И хотели продавать там места по 700 тысяч рублей. Но и за 350 тысяч пока мало желающих стать собственником гаража: из 953 машино-мест только 350 оказались выкупленными жителями района.
В ноябре "народные гаражи" появятся и в центре столицы - на Международной улице.
Более полную информацию о программе "Народный гараж" можно получить по телефону "горячей линии" Дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы: (495) 730-95-51.
Как купить "народный гараж"?
Для этого нужно обратиться в Дирекцию строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы, которая есть при каждой префектуре.
Желающий зарезервировать за собой место заключает предварительный договор на участие в долевом строительстве гаражного комплекса. В течение 20 дней после подписания предварительного договора человек должен открыть аккредитив в Банке Москвы и внести на свой личный счет 105 тысяч рублей. Это - 30 процентов от полной стоимости машино-места. Оставшиеся 245 тысяч рублей придется внести в течение 10 дней после заключения основного договора участия в долевом строительстве. Сам процесс возведения "народного гаража" занимает, по расчетам проектировщиков, не более полугода.
Если у желающего обзавестись гаражом сразу нет нужной суммы, можно взять кредит. С 1 октября Банк Москвы стал предоставлять кредиты на приобретение именно "народных гаражей".