28.10.2009 00:30
Авто

В этом году россияне потратились на новые машины почти на треть меньше, чем в прошлом

В этом году россияне потратились на новые машины почти на треть меньше, чем в прошлом
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (5028)
Читать на сайте RG.RU

В России все меньше покупают автомобили, особенно новые. А если покупают, то как можно дешевле. И при этом в большинстве случаев - иномарки. Такие выводы содержатся в свежем выпуске ежемесячного обзора автомобильного рынка России, подготовленного аналитическим агентством "Автостат".

Эксперты посчитали, какие марки машин, по какой цене и в каком количестве покупали жители России в течение 9 месяцев этого года. Оказалось, что в среднем стоимость новой машины упала до 18, 7 тысячи долларов, что почти на 3 тысячи долларов ниже, чем в прошлом году (22,8 тысячи долларов).

Тем не менее отмечается: несмотря на то что доля иномарок в общем объеме рынка снизилась за три квартала 2009 года по сравнению с таким же периодом прошлого года на 2,8 процента, на каждый новый покупаемый российский автомобиль приходится примерно три новые иномарки. Самые популярные из них по итогам 9 месяцев 2009 года - Chevrolet, Ford, Toyota и Renault.

Однако рейтинг 25 самых продаваемых в России моделей по-прежнему возглавляет LADA Priora - в прошлом месяце был продан 8291 такой автомобиль. Среди иномарок отечественного производства лидером остается Ford Focus. В мае он уступил Renault Logan, но в сентябре опередил его сразу на 944 проданных автомобиля. А всего с начала года в стране было продано более 40 тысяч "Фордов". Такой успех аналитики объясняют расширением государственной программы кредитования до 600 тысяч рублей, и под ее действие попал "Форд Фокус".

Что касается регионов, то там тенденции прежние: максимальное снижение продаж иномарок снова зафиксировано на Урале и в Поволжье. За соседей отыгрываются жители Центрального федерального округа, где реализуется практически половина всех новых иномарок (49,9 процента) в основном через московских дилеров.

На Дальнем Востоке китайские легковушки серьезно обогнали автомобили, ввозимые из Южной Кореи, которых за 9 месяцев этого года было ввезено всего 470 штук (для сравнения: за 9 месяцев 2008 года - 10 593 авто).

Аналитики также приводят данные, что российский авторынок по итогам сентября стал пятым в Европе по величине, однако показал девятый результат по падению продаж. В целом за девять месяцев 2009 года реализация автомобилей в России сократилась на 51 процент, с 2,8 миллиона штук до 1,45 миллиона. Впрочем, в сентябре было реализовано машин на 5,4 процента больше, чем в августе. "Однако делать выводы о восстановлении рынка по итогам сентября рано. Прирост к предыдущему месяцу вызван, скорее, сезонным фактором", - поясняет директор "Автостата" Сергей Целиков.

В то же время на некоторое выздоровление рынка, по его словам, указывает рост кредитных продаж - до 25-30 процентов. Добавляет оптимизма и то, что сентябрьский прирост автомобильного рынка случился, несмотря на то что прошлогодние остатки уже практически распроданы и сейчас на рынке в основном представлены автомобили 2009 года выпуска по более высоким ценам. По итогам года, прогнозируется, суммарная емкость первичного и вторичного авторынков в России составит 5,2-5,5 миллиона автомобилей. В пересчете на потребительский спрос это означает, что автомобиль в текущем году сможет приобрести лишь каждый 26-й россиянин, тогда как в прошлом - машиной обзавелся каждый 19-й житель страны. Если события и дальше будут развиваться не столь позитивно, то предполагается, что спрос в 2009 году упадет до 1,3 миллиона автомобилей и продолжит снижаться. В 2010-2011 годах в стране будет востребовано всего 1,2 миллиона авто. В этом случае стабильный рост рынка стоит ждать лишь в 2014 году.

Марочная структура производства

Легковые авто