29.10.2009 12:00
Культура

Удвоение "Адмирала": два фильма о Колчаке лучше, чем один?

Пара фильмов о Колчаке лучше, чем один?
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №205 (5030)
Читать на сайте RG.RU

Когда говорят о телефильме "Адмиралъ", часто произносят такие слова, как "самый масштабный", "уникальный", "впервые".Например, говорят о том, что впервые режиссер Андрей Кравчук параллельно работал над двумя картинами сразу: снимал полнометражное кино и десять фильмов о Колчаке для трансляции в эфире. Снимал две разные версии одного сюжета. Так ли это на самом деле? Мы поинтересовались у Андрея Кравчука.

Российская газета: Снимать две картины про Колчака, полнометражный фильм и телекино, - титанический труд. Не было желания разделить сферы влияния? Ведь сценарий для двух картин писали разные сценаристы, почему было не отдать часть работы второму режиссеру?

Андрей Кравчук: Мне было очень сложно, но не только потому, что я занимался двумя проектами, которые на самом деле, можно сказать, почти один, - мне для телеверсии приходилось переснимать некоторые эпизоды заново. Плюс снимать те сцены, которых в полнометражном кино не было. Самое важное было всю работу делать одинаково качественно, хотя при таком долгом забеге полтора года съемок - это было тяжело.

РГ: В сериале вы хотели сконцентрировать внимание зрителя на биографии Колчака, а не на его любовной истории?

Кравчук: Любовная история оставалась. Просто появились новые, важные для меня моменты. Мне хотелось более убедительно раскрыть ситуацию, в которую попадает Колчак. У него есть жена, отношения с ней хорошие. Колчак влюбляется в Тимиреву не оттого, что семейная жизнь ему опостылела, просто так случилось. Второе - мне хотелось показать, что для Колчака эта влюбленность - серьезная нравственная проблема. Третье - аналогичная беда и у Тимиревой. Обе эти семьи полнокровные, с детьми... Но люди запутались.

Авторскую версию материала читайте только на сайте

Еще мне хотелось подробнее воссоздать эпоху. Посмотреть, как разрушается жизнь людей. И уже на этом фоне проследить и Гражданскую войну.

РГ: Если чуть-чуть вернуться в прошлое, то вы перед выходом "Адмирала" в прокат говорили о том, что вам было сложно найти на главные роли благородных мужчин и благородных женщин...

Кравчук: Сложно было найти личностей. Есть талантливые артисты, но неярко выраженные личности. В кино такую категорию, как "личность", тяжело имитировать, невозможно воссоздать. Актеру нужно мировоззрение, внутренний стержень. Это я хотел найти, потому что герои нашего фильма, безусловно, яркие личности. Всего у нас в фильме 150-200 персонажей. Много. И мне хочется, чтобы их появление на экране не было безликим.

РГ: Если подсчитать все время, затраченное вами на двух "Адмиралов", то получается, что вы потратили пять лет жизни. Читали документы, протоколы допроса Колчака, мемуары, дневники...

Кравчук: Колчак был очень противоречивой личностью. Например, генерал Жанен, который адмирала предал, в своих мемуарах писал, что Колчак был никудышный офицер, психопат, неврастеник, еще и морфий колол. Первый биограф Колчака - Смирнов, прошедший с ним весь жизненный путь, писал о Колчаке как о благородном, преданном родине офицере.

Колчак проводил полярные исследования, заработал воспаление легких и суставов. Он был полуживым после второй полярной экспедиции, а тут началась Русско-японская война. Колчак сразу же отправил прошение о том, чтобы пойти на фронт... Колчак был человеком, который возглавил Белое движение, принял поражение этого движения и принял свой смертный час. Показать Колчака в буквальном соответствии всем этим точкам зрения на него было невозможно, нужно было найти свое понимание его фигуры.

Кино и ТВ ТВ и сериалы