29.10.2009 00:16
Культура

В Россию впервые за 25 лет существования приехал знаменитый канадский Цирк дю Солей

В Россию впервые за 25 лет существования приехал знаменитый канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil)
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №205 (5029)
Читать на сайте RG.RU

 Цирк дю Солей - в России. Вначале выступил на "Евровидении". И полгода спустя, как раз к моменту приземления космического корабля с его руководителем, он же седьмой по счету космический турист - Ги Лалиберте на борту, Цирк раскинул свои шатры в столичных Лужниках.

Кстати, шатры цирка - вещь универсальная и устанавливаются они очень быстро - за восемь дней. А для демонтажа требуется всего три дня. Этот город на колесах полностью независим в плане электроэнергии и нуждается только в подключении к местным источникам питьевой воды и телекоммуникациям.

Полную версию статьи читайте только на сайте

Привезенное в Россию шоу называется "Варекай", что означает "где угодно", "где-то", "где-то там". Поскольку Цирк дю Солей интернационален, для его шоу изобретен специальный язык, который существует подобно эсперанто и похож на все языки одновременно. Хотя, судя по изображению на афишах и на входном билете, может показаться, что Варекай - это ящерица. И впрямь шоу начинается с того, что перед зрителями появляется диковинная ящерица. А вслед за ней... О, это самый неожиданный парад-алле, который только можно себе представить. Кажется, что ты попал в фантастический мир, населенный неземными существами. Первое, что оказывает воздействие на зрителя, - это грим и костюмы (всего в представлении задействовано более 600 единиц костюмов, пар обуви, париков, шляп и аксессуаров).

Потом поражают декорации - гладкие шесты изображают таинственный лес, в нем странные лестницы-переходы, под куполом - непонятные строения. Не успеваешь отойти от увиденного и услышанной живой музыки, которая, как написал нам читатель на сайте, напоминает шаманские напевы, как на тебя обрушивается самое мощное впечатление - мастерство артистов.

Знаете, почему на "Евровидении" нельзя было полностью оценить выступление Цирка дю Солей, как невозможно это сделать на видеозаписях - как легальных, так и скачанных из Интернета? Потому что одновременно в нескольких местах происходят различные действия и камера, даже не одна, охватить все это и показать не в состоянии. То есть такого, чтобы на манеже был один человек, практически нет. Действие мультижанрово и продуманно синхронизировано. Артисты, если они не заняты в своем номере, принимают участие в том или ином качестве в другом. Параллельно свою работу исполняют певцы и музыканты с голосами и инструментами столь же сильными и гибкими, как и тела артистов.

По поводу артистов - Ги Лалиберте не нужно было летать в космос, чтобы узнать состояние невесомости. Оно развито у его подопечных в полной мере. Кажется, что им все равно - находиться вверх или вниз головой. Они могут ходить по гладкому вертикальному шесту, как по земле, гнуться в разных направлениях и летают под куполом так, словно закона гравитации не существует. Ги Лалиберте спросили - правда ли, что артисты работают без страховки?

Он ответил отрицательно. Страховка есть. Но один из принципов работы цирка - ее не должно быть видно.

По официальной информации в основе шоу "Варекай" - история Икара. Но должна сказать, что каждый видит в происходящем на сцене свое. Мне, например, Икар представился ангелом. А то, что я приняла за ящерицу, в описании оказалось персонажем по имени Ля Промиз - экзотическим созданием, очаровывающим Икара. Он в свою очередь преобразил его.

Клоун удивил меня тем, как пронес свое тело сквозь теннисную ракетку, невысокая коренастая девочка выделывала такие трюки на обруче под куполом, что казалось перед тобой неземная красавица-модель. Китайские мальчики с невероятным напором играли металлическими шарами на специальных тросах. Потом в другом номере эти мальчики благодаря костюмам превращались в движущиеся цветы. Больше других понравился даже не цирковой, но удивительно теплый номер - когда певец бегает по залу и манежу, пытаясь поймать луч осветителя. Зал же с особенным восторженным ревом принимал жонглера-виртуоза и гуттаперчевую девушку. Какие эмоции вызвала классическая грузинская лезгинка в конце первого отделения - не передать словами. А заканчивалось шоу весьма уместным в нашей стране номером - русские качели. Я не стану описывать, какие именно трюки исполнялись, скажу только, что никак не могла понять - как можно делать такие кульбиты, когда на ногах тапочки с огромными загнутыми носками, а на голове - пестрая остроконечная шапка. И летали гимнасты не на привычный батут, а просто на два куска практически вертикально натянутой ткани.

После шоу зал пять раз вызывал артистов. Зрители кричали им, как на футболе - дружно и в лад скандировали: "Мо-лод-цы!" И то, что шоу "Варекай" создано в 2003 году, семь лет назад, и до России уже поездило по Европе, а после нашей страны едет в Лондон и Цюрих, по большому счету не имеет никакого значения - мы такое зрелище видим впервые, хотя, положа руку на сердце, могли бы и сами создать на родной почве нечто подобное.

Шоу