Госдума приняла в окончательном третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, которые устанавливают новые ставки по акцизам и в два раза поднимают базисную ставку транспортного налога.
Парламентское большинство уверенно проголосовало за изменения, проигнорировав предупреждения оппозиции о том, что это решение вызовет акции протеста в регионах. Думцев беспокоило не столько то, что повышенные акцизы запустят в рост и розничную цену на алкоголь, пиво, сигареты, сколько то, что россиянам, имеющим автомобили, придется платить повышенный транспортный налог, продолжая ездить по плохим дорогам.
Говорили даже, что в 10 часов утра, когда начнется пленарное заседание, в повестку которого включен вопрос о повышении транспортного налога, московские автомобилисты, проезжая мимо здания Думы, просигналят депутатам "гудком гнева". Но то ли гудели слишком тихо или не гудели вообще, но до думского зала этот сигнал не дошел. Хотя в зале также оказалось немало противников повышения транспортного налога. Народные избранники примеряли этот закон на себя - ведь "не всю же жизнь им ездить на государственных автомобилях".
Как считает Виктор Илюхин (КПРФ), "у нас есть и другие возможности пополнить российский бюджет". "Давайте еще раз вернемся к закону о прогрессивной ставке подоходного налога, - призывал коллег Илюхин, - давайте рассмотрим вопрос о монополии на изготовление и продажу ликеро-водочной продукции".
Однако председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев напомнил депутатам о том, что этот законопроект не в отдаленной перспективе, а уже в 2010 году поможет наполнить бюджеты регионов, а значит, даст им возможность "выполнять свои социальные обязательства".
"По этой ставке регионы могут получить более 48 миллиардов рублей для решения своих социальных проблем", - заявил Васильев, заметив, что абсолютное большинство субъектов Федерации дали положительные отзывы на этот законопроект.
Согласно ему базисная ставка транспортного налога вырастет в два раза. А регионам дается право увеличивать ее не более чем в пять раз или уменьшать не более чем в десять раз. И в комитете надеются, что местные законодатели воспользуются этим правом разумно и не станут "задирать" налог.
Однако Сергей Иванов (ЛДПР) уверен, что региональная власть вынуждена будет на своей территории установить ставку транспортного налога по максимуму. "Этот налог остается в региональных бюджетах, - напомнил Иванов, - а им надо строить дороги, надо платить дорожникам". Депутат привел в пример своего отца, живущего в Белгороде. "У него машина "Жигули" - "семерка", мощность 72 лошадиные силы. Сейчас там ставка 20 рублей за лошадиную силу для машин такого класса, он в год платит налог 1400 рублей, а будет платить, даже если региональный парламент не поднимет базисную ставку, 2800".
По мнению Нины Останиной (КПРФ), не оправдается надежда и на то, что региональные бюджеты смогут получить добавку от повышенного транспортного налога в начале или даже в конце 2010 года, потому что этот налог платится по итогам года.
"Справоросс" Антон Беляков убежден, что увеличение базовой ставки транспортного налога не только скажется на автолюбителях, но и "разорит огромное количество автоперевозчиков".
Однако у "единоросса" Андрея Макарова был более оптимистичный взгляд на вещи. Он заметил, что и сегодня, когда уже существует возможность на региональном уровне повышать ставки транспортного налога, лишь немногие регионы "выбрали полностью эти ставки". "Почему это они должны сделать теперь? Или вы считаете, что с последних выборов они поглупели?" - этот вопрос Макаров адресовал оппозиции, но сам же на него и ответил: "Я думаю, что последние выборы показывают, что они стали намного умнее". И обратил внимание на то, что Дума лишь расширяет возможности региональных парламентов, которые могут не только увеличить ставку в пять раз, но и уменьшить ее в 10 раз. "Единоросс" согласился с тем, что в этом налоге действительно есть социальная составляющая. То есть владельцы дорогих, мощных автомобилей должны будут заплатить больше, чем обладатели "Жигулей". "Но мы твердо уверены, - сказал Андрей Макаров, - что человек, который способен заплатить сотни тысяч долларов за "Феррари", в состоянии платить повышенный транспортный налог".