Подводные парковки, идею которых столица, казалось бы, похоронила окончательно, недавно вспыли вновь. Как заявил корреспонденту "РГ" начальник управления гаражного строительства и освоения подземного пространства Москвы Виталий Крючков, именно сейчас московские власти как никогда уверены в том, что проект будет реализован.
Зачем чиновники так упорно рвутся к стройке в таких экстремальных условиях, догадаться не трудно. Отсутствие паркингов практически парализует жизнь в центре столицы, но свободной земли для их строительства там практически нет. Любое внедрение в подземное пространство связано с переносом множества коммуникаций, которые, с одной стороны, трогать часто чревато разными осложнениями для жизнедеятельности города, с другой - влетает в копеечку. Подводное строительство, конечно же, тоже удовольствие не из дешевых, но зато там, под Москвой-рекой, нет никаких кабелей, никаких инженерных коммуникаций. Техника же строительства подводных паркингов известна. Сначала нужно насыпать грунт выше уровня воды (так называемое устройство платформы для строительства), затем защитить его стеной из буронабивных свай. Далее разрезать бетонно-свайные конструкции, защитить основание водонепроницаемой плитой. И можно смело ставить механизированный паркинг.
В общем, не зря на неосвоенное еще пространство городские власти замахиваются с 2005 года. Но минувшей весной мэр Москвы Юрий Лужков вынужден был отказаться от заманчивой идеи. "Тупиковая ситуация в решении простого хозяйственного вопроса, - объяснил он в апреле на одном из заседаний правительства Москвы. - Проекты подводных парковок, безусловно, необходимы Москве. Есть и инвесторы, которые их могут реализовать. Но дело в том, что объекты водной акватории принадлежат не городу, а находятся в федеральной собственности. Следовательно, нужно обращаться с законодательной инициативой в Госдуму, что отбрасывает решение вопроса как минимум на год".
Но выход из тупика правительство Москвы нашло значительно раньше. - Он состоит в том, что реализацией проекта город занялся вместе с хозяином Москвы-реки - Федеральным агентством водных ресурсов, - рассказал Виталий Крючков. - Создана рабочая группа, в которую вошли все заинтересованные структуры. Под ее руководством подобрано 25 участков для строительства подводных паркингов. НИИиПи Генплана Москвы сейчас разрабатывает градостроительную документацию их размещения и транспортную схему. Пакет необходимых документов Москва по собственной инициативе и абсолютно безвозмездно, я подчеркиваю это, передаст до 10 февраля следующего года Федеральному агентству водных ресурсов.
Что же будут представлять собой подводные парковки? По словам Виталия Крючкова, это будут многоярусные механизированные паркинги с ячейками для почасового хранения машин. Такое устройство полностью автоматизировано и управляется одним оператором. От водителя требуется лишь поставить машину в лифт и вручить оператору магнитную карточку. Дальше лифт поднимет автомобиль на нужный ярус, а затем переместит в ячейку, соответствующую коду карточки. Восьми-, десятиуровневые паркинги будут иметь высоту до 40 метров. В каждом из них могут разместиться от 100 до 600 мест. Их появление добавит в центре города от 2,5 тысячи до 15 тысяч машино-мест. Причем в местах, где дефицит автостоянок острее всего. Таких, как в районе Московского международного делового центра "Москва-Сити", возле гостиницы "Балчуг", у Обводного канала, Киевского вокзала и т.д. С этих точек и началась проработка предпроектной документации.
Кто же будет строить необычные для Москвы сооружения? "Это определится в ходе конкурса, который проведет Росводресурсы", - пояснил Виталий Крючков. Он не скрыл, что участвовать в нем планирует и ГУП "Дирекция гаражного строительства", находящееся в собственности города Москвы. Имея уставной фонд 1,3 млрд рублей и уже построенные гаражи, позволяющие под активы предприятия привлекать заемные средства, предприятие надеется, что сможет оказаться среди победителей конкурса, которым доверят реализацию проекта.
"Из бюджета города на строительство подводных паркингов не будет потрачено ни копейки", - заверил Виталий Крючков. Да и инвесторов они не разорят, так как, по подсчетам экспертов, себестоимость их незначительно превысит обычную цену подземных объектов в Москве.