24.11.2009 00:45
Экономика

Андрей Кашеваров: ФАС разберется с ко-брендинговыми проектами

ФАС разберется с ко-брендинговыми проектами
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №45 (729)
Читать на сайте RG.RU

27 ноября 2009 года Федеральная антимонопольная служба планирует провести заседание Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России, на котором будут обсуждаться взаимоотношения компаний и банков в рамках ко-брендинговых проектов. Необходимость посоветоваться с экспертами назрела в связи с тем, что практика сотрудничества банков и торговых сетей вызывает большое количество жалоб со стороны потребителей. В чем суть конфликта продавцов и потребителей и на какие вопросы предстоит ответить экспертам? Об этом читателям "РБГ" рассказывает заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

- Андрей Борисович, как бы вы определили феномен ко-брендинга?

- Ко-брендинг - это кооперация брендов, объединение компаний для взаимовыгодного сотрудничества и получения преимуществ в конкурентной борьбе с другими организациями. Соединение интересов банка и организации-партнера в ко-брендинговом проекте приводит к появлению карточных продуктов с дополнительными возможностями, такими как скидки и различные бонусы. Такое партнерство позволяет увеличить эмиссию карт и оборот по ним, а также повысить лояльность клиентов. Самыми распространенными примерами являются ко-брендинговые проекты банков с авиакомпаниями, телекомпаниями и операторами платного телевидения, операторами сотовой связи, торговыми сетями (супермаркетами, универсальными магазинами), сетями заправочных станций, туристическими компаниями и т.п. В результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребителям предлагается использовать банковские карты, на которых изображены логотипы банка, соответствующей платежной системы и компании - партнера в ко-брендинговом проекте.

- Есть ли примеры недобросовестных практик при заключении ко-брендинговых соглашений?

- В настоящее время мы изучаем сотрудничество ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк". В результате заключения двустороннего соглашения между компаниями клиенты ООО "Ашан", желающие осуществлять оплату приобретенных товаров пластиковыми картами, вынуждены пользоваться услугами только ЗАО "КредитЕвропаБанк". У ООО "Ашан" отсутствуют договоры о приеме банковских пластиковых карт в качестве платежного средства с иными кредитными организациями.

- В чем ФАС России видит нарушение "Ашан" и КредитЕвропаБанка?

- Федеральная антимонопольная служба усматривает признаки ограничения конкуренции в заключенном между торговой сетью "Ашан" и ЗАО "Кредит ЕвропаБанк" соглашении об обслуживании держателей банковских карт, поскольку к оплате в магазинах принимаются банковские карты только одного банка.

Клиенты торговой сети "Ашан" обращаются в ФАС России с просьбой разобраться в данной ситуации, ведь на лицевой стороне пластиковых карт, принимаемых к оплате, помимо логотипа "Ашан" и "БА финанс" размещен еще и логотип VISA. Однако покупатели, которые также являются держателями банковских карт, принадлежащих платежной системе VISA, но выпущенных другими банками, не могут расплатиться своими карточками в магазинах торговой сети "Ашан".

В то же время ущемление прав потребителей не всегда является прямым свидетельством нарушения Закона "О защите конкуренции". Необходимо отметить, что жалобы кредитных организаций на условия сотрудничества ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк" по выпуску ко-брендинговых банковских карт в ФАС России не поступали. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что взаимодействие данных компаний может быть признано однозначно допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.

- Каким образом ФАС России собирается доказать неправомерность действий "Ашан" и КредитЕвропаБанка?

 - В настоящий момент в целях определения состояния конкуренции на рынке банковских услуг, связанных с выпуском и обслуживанием кредитными организациями ко-брендинговых кредитных карт, ФАС России разослал запросы в крупнейшие банки России, включая Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Банк Москвы и Райффайзенбанк.

Кредитным организациям в анкете предлагается ответить на ряд вопросов, в том числе о том, какие условия соглашений о выпуске ко-брендинговых карт могут привести к ограничению конкуренции, допустимо ли заключение эксклюзивных ко-брендинговых соглашений, различны ли последствия для конкуренции в случае заключения таких соглашений с небольшой компанией и партнером, имеющим существенную долю на рынке.

Если выяснится, что большинство банков считают недопустимой ситуацию, при которой в результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребители могут оплачивать данные товары (услуги) только с помощью ко-брендинговой кредитной карты, у ФАС России появятся основания для начала официальной процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

- Какие цели преследует компания "Ашан", заключая подобные соглашения?

- Выпуск ко-брендинговых карт направлен на получение выгод обеими сторонами соглашения. Во-первых, это хорошая реклама обоих брендов, во-вторых, возможность привлечение клиентов в отсутствии конкурентов.

Важно также понимать, что операции по ко-брендинговым картам торговой сети "Ашан" осуществляются без участия платежной системы VISA. Это позволяет ООО "АШАН" исключить дополнительные затраты по возмещению расходов соответствующего банка, связанных с оплатой услуг платежных систем-посредников, тем самым не прибегая к увеличению стоимости реализуемых товаров. Подобная схема соответствует политике дискаунта, проводимой ООО "АШАН", и одновременно предоставляет потребителям возможность оплачивать товары в безналичном порядке. Насколько такая практика соответствует требованиям добросовестной конкуренции на рынке, станет ясно после заседания Экспертного совета.

комментарий

Андрей Королев, президент Ассоциации Российских членов Europay (АРЧЕ):

- Проблема ограничений в приеме карт торговыми точками глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Очевидно, что переход к безналичным расчетам должен быть выгоден для всех: торговли, потребителей, экономики в целом. Но история развития рынка в России показывает, что аргументы о том, что карты привлекают в торговые точки новых клиентов и повышают обороты, в России не встречает понимания со стороны торговли. В результате, несмотря на все усилия банков, 90% операций по картам приходится на снятие наличных. А когда речь заходит о том, почему какая-то конкретная точка не принимает те или иные карточные продукты, от вопросов экономики в целом мы предпочитаем переходить к обсуждению частностей, а именно к размеру комиссии банков за обслуживание.

По правилам платежных систем межбанковская комиссия перечисляется банком-эквайрером банку-эмитенту. Эта комиссия и составляет основу комиссии банков за обслуживание конкретной торговой точки. 85% карт, эмитированных российскими банками, приходится на международные платежные системы, поэтому базовые ставки межбанковских комиссий находятся вне зоны влияния отдельных участников рынка и регулятора. Ритейлеры сетуют на то, что они недополучают прибыль и вынуждены повышать цены. Их аргументы в общении с банками стандартны: эквайреры предлагают высокие комиссии за обслуживание, ссылаясь на международные платежные системы. Однако, если карта "своя", возникает поле для маневра: банк может договориться о приеме собственных карт в любой торговой точке. Крупные сети-дискаунтеры, которые выбрали такой путь, косвенно подтверждают, что это выгодно: ритейлеры рассчитывают на увеличение суммы чека, повышение оборота и привлечение новых клиентов. Но здесь возникают ограничения - эмиссия карт отдельного банка несопоставима с количеством карт на рынке. А если увеличить количество участников проекта в рамках одного ритейлера, то это дезориентирует и запутает потребителя, который и так неохотно пользуется своей картой. Такой путь позволяет достичь временного компромисса, но не решает проблему массового приема карт в торговле, а следовательно, он неэффективен.

Сегодня пора признать, что экстенсивный путь развития приема карт в торговой сети, по которому шел в последние годы российский карточный рынок, зашел в тупик. Мы неизбежно приходим к осознанию того, что конкуренция на рынке эквайринга привела к тому, что в нынешних условиях этот рынок не имеет стимулов к дальнейшему развитию.

Представляется, что путь к действительно универсальной сети приема карт в стране лежит через унификацию продуктового предложения и создание единых правил работы на рынке, включая механизмы государственного стимулирования и поддержки. В стране должны появиться условия для действительно массовой эмиссии платежных карт, предназначенных для расчетов в торговой сети по единым правилам и тарифам, позволяющим заинтересовать торговлю. На создание таких условий должна быть направлена и выработка законодательства по регулированию национальной системы платежных карт.

Крупные компании Банки ФАС