В Москве на Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения собрались представители из 150 стран.
Ежедневно в мире на дорогах погибает более трех тысяч человек. За прошлый год в авариях погибли почти 1 миллион 300 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, если до 2020 года не переломить тенденцию, то жертвы дорожных аварий займут третью строчку рейтинга смертности, уступив место лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.
В нашей стране благодаря различным довольно строгим мерам удалось переломить эту тенденцию и все-таки снизить смертность на дорогах, хотя количество машин у нас увеличивается на три миллиона в год. За 10 месяцев 2009-го число погибших на дороге уменьшилось на 12 процентов.
По итогам конференции ее участники подписали Московскую декларацию. В этом документе содержатся конкретные рекомендации для всех стран.
Одно из таких обязательств - "инфраструктурные решения для защиты всех участников дорожного движения". Речь идет о строительстве безопасных дорог с надземными или подземными переходами, развязками на разных уровнях, выделением пешеходных и велосипедных дорожек, полос для общественного транспорта.
Намечено привести законодательство по дорожному движению к некоему единому стандарту. Чтобы, выезжая за границу, человеку не приходилось бы заново учить правила. Но при этом если человека лишили прав в Германии, в России он не сможет получить водительское удостоверение, пока срок лишения не истечет. И наоборот.
На конференции Всемирная организация здравоохранения презентовала отчет о безопасности дорожного движения в 49 странах, где аварии становятся причиной смерти 120 тысяч человек ежегодно. При этом показатели смертности в десятки раз отличаются в разных странах. Печальное первенство в этой статистике держит Казахстан. При расчете на 100 тысяч аварий там погибает свыше 30 человек. И в России доля смертности по такому показателю велика - свыше 25 смертей в 100 тысячах ДТП. Самым безопасным оказался Сан-Марино (3,2 человека). Далее - Мальта, Нидерланды, Швейцария.
Примечательно, что по количеству автомобилей Россия даже не в первой десятке - на 1000 человек приходится 196 машин. На первом - Исландия (689 авто на тысячу жителей), за ней идут Мальта, Италия и Германия.
Судя по докладу ВОЗ, основная причина аварий - это превышение скорости. Между тем посчитано, что при скорости 30 км/час выживает 90 процентов попавших под колеса, при скорости 60 км/час - менее 10 процентов.
Выше 50 не разгоняться
Участники конференции обсудили необходимость ограничения скорости: на каких дорогах до скольких километров в час можно разгонять машину.
Продвигаемая в России идея снизить максимальное ограничение скорости в городах до 50 км/час давно процветает в большинстве европейских городов. Исключение - Словакия, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина. В этих странах, как и в России, по населенным пунктам можно передвигаться со скоростью 60 км/час. Есть еще одна страна-исключение - это Албания. Тут в городе не поедешь быстрее 40 км/час.
По загородным дорогам в большинстве европейских государств установлены ограничения скорости на уровне 80 - 90 км/час. Наиболее быстрые такие дороги в Германии, Австрии и Великобритании - здесь скорость ограничили 100 км/час.
Что же касается автомагистралей, то тут европейцы позволяют себе разогнаться. В России, как известно, по таким дорогам можно ездить не быстрее 110 км/час. В большинстве европейских стран - все 130. Причем в Германии это не ограничение, а рекомендуемая скорость. На немецких автомагистралях в этом вопросе вас может ограничить только ваше собственное благоразумие.
Министры разных стран поделились своим опытом в решении проблем безопасности дорожного движения. "РГ" представляет читателям самые наболевшие вопросы из первых уст.
За руль - без мобильника
Рэй Лахуд,
министр транспорта США:
- Россия поставила перед собой амбициозную задачу: сократить количество жертв на дорогах к 2012 году в два раза по сравнению с 2004 годом. Правительство США тоже ставило перед собой такую задачу и достигло ее решения к 2009 году. Однако у нас на дорогах погибает около 37 тысяч человек в год. Это недопустимо. Мы собираемся сейчас внедрять целый ряд своих национальных программ. Возможно, воспользуемся и российским опытом.
Я бы хотел сказать о дорогах, и это хорошая новость. Если внедрять технологии безопасности еще на стадии проектирования дорог, то стоимость строительства автомагистрали не сильно увеличится.
Но есть и другая проблема. Для США она стала целой эпидемией. И я рад, что, когда озвучил ее министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву, нашел понимание. Значит, это не только наша проблема. Решить ее вместе будет значительно проще. Речь идет о мобильных телефонах за рулем. Многие, управляя автомобилем, пытаются не только разговаривать по телефону, но и писать sms-сообщения. По нашим данным, в США шесть тысяч человек погибли именно по этой причине. Свежая новость: в штате Иллинойс девочка попала под колеса потому, что переходила дорогу, набирая на мобильнике такое сообщение.
Мы готовим несколько законопроектов, которые запретят такое вождение. На днях президент США Обама издал указ, запрещающий использование мобильников для всех госслужащих, когда они находятся за рулем служебного автомобиля.
Какое наказание им грозит за нарушение - неважно. Важен сам принцип. Важно гражданское самосознание, чтобы люди поняли, что это опасно, и никогда не брали в руки мобильник, когда едут за рулем. А наказание установит конгресс.
Лихачи в камере
Доминик Бюссро,
министр транспорта Франции:
- Во Франции безопасность дорожного движения стала приоритетной программой наравне с программой по борьбе с раком с 2002 года. Тогда на дорогах погибали около восьми тысяч человек. Была проведена работа с законодательством, программа по установке видеокамер, фиксирующих нарушения, введена автоматическая система фиксации нарушения и наложения взыскания. В год мы устанавливаем по 500 камер. И к 2012 году у нас на дорогах будет стоять 4500 таких приборов. Они работают не только на превышение скорости, но также вылавливают проезжающих на красный свет.
В 2007 году президент Франции поставил цель снизить количество погибших на дорогах к 2012 году до трех тысяч человек. Было понятно, что одними только карательными мерами ситуации не исправить. Мы запустили на ТВ, на радио, в Интернете 20 рекламных кампаний. Основная часть из них - шокирующего содержания. Мы посчитали, что человек должен отдавать себе отчет, чем может обернуться даже самое незначительное нарушение правил на дороге. Главное ведь не строгость мер и неотвратимость наказания, хотя это тоже важно, но главное, чтобы человек сам понимал, насколько опасно отступать от правил.
В результате в 2008 году на дорогах у нас погибли 4275 человек. То есть за 7 лет нам удалось спасти 12 тысяч жизней.
Один из главных моментов - это то, что мобильность не знает границ. Сегодня мы можем задержать за превышение скорости немца или бельгийца, или русского. Также и в Германии, и в Бельгии, и в России могут поймать нарушителя из Франции. Мы предлагаем упростить трансграничное преследование нарушителей правил дорожного движения. Но для этого у нас должны быть единые правила и они должны применяться ко всем, не зависимо гражданин какой страны их нарушил.