27.11.2009 00:41
Авто

Немецкие профсоюзы возмущены тем, что "ДжМ" до сих пор не представил план спасения "Опеля"

Немецкие профсоюзы возмущены, что "Дженерал моторс" до сих пор не представил план спасения автопредприятия
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Столичный выпуск: №226 (5050)
Читать на сайте RG.RU

Новый исполнительный директор европейской ветви концерна "Дженерал Моторс" Ник Рейли во время своего турне по местам производства "Опеля" в Германии пытался усмирить недовольство трудящихся и убедить правительство в необходимости государственных субсидий.

Он, в частности, пообещал, что сокращению подвергнутся лишь 9 тысяч рабочих мест по всей Европе и 5,3 тысячи в Германии.

Ник Рейли не просто так гастролировал по ФРГ, встречаясь с представителями правительств федеральных земель. Накануне его визита американский автогигант досрочно выплатил 1,5 миллиарда евро, выданных на поддержку "Опеля" правительством ФРГ еще в июне. Теперь европейское автопредприятие полностью находится в собственности "ДжМ". Однако американцы предъявили новые финансовые требования на сумму 3,3 миллиарда евро. Якобы именно столько нужно, чтобы реструктурировать затратное предприятие.

Новый министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле дал понять, что от дальнейшего финансирования германское правительство пока воздержится. Он заявил, что теперь полная ответственность за "Опель" лежит на плечах "ДжМ". Ведь после выплаты долгов был расформирован немецкий опекунский совет, у которого находились 65 процентов долевых частей автопредприятия.

Однако американцам очень нужен "Опель" с научно-исследовательским центром в немецком городе Рюссельсхайм. Нужен так, что они решились перевести в этот город из Цюриха свой центральный европейский офис, содержащий всю управленческую структуру. Теперь европейское сердце "ДжМ" будет биться в Германии.

За высказываниями заокеанских менеджеров с беспокойством следят совет трудового коллектива и правительства германских федеральных земель с заводами "Опеля". А немецкие профсоюзы уже высказали свое возмущение. Как объяснил "РГ" представитель профсоюза тяжелой промышленности "ИГ-Металл" Вольфганг Неттельштрот, в благородные намерения "ДжМ" никто не верит. Обещания не закрывать заводы в четырех немецких производственных центрах не освобождает американцев от необходимости предоставить четкую концепцию развития. Однако ее до сих пор нет. Видимо, руководство "ДжМ" хитро выжидает, чтобы сообщить страшные новости в канун рождественских праздников. Председатель совета трудового коллектива Клаус Франц не жалеет метафор для критики "ДжМ". По его словам, американцы ровно год водят всех за нос. Они ходят с шапкой по кругу и просят госпомощи и долевого участия рабочих. А что они могут предъявить? У "ДжМ" нет ни денег, ни плана, критикуют профсоюзы, которые опасаются, что 3,3 миллиарда евро пойдут на финансирование сокращения рабочих мест, а не на оптимизацию производства. Собственных инвестиций "ДжМ" вкладывать также не собирается. По словам собеседника "РГ", ничего не может быть хуже, когда руководство предприятия не в состоянии предъявить ясного плана стратегического развития.

Пока что немецкие налогоплательщики не потеряли ни цента на "Опеле". Это с гордостью заявила Ангела Меркель на съезде германских работодателей. Однако после холодного душа, пролившегося из Америки в конце октября, желание немцев как-то поучаствовать в кредитах под "Опель" подостыло. Все твердят только одно: "Вы нам - окончательный план по реструктуризации, мы вам - деньги". Так что ни рабочие, ни правительство ФРГ Нику Рейли не поверили.

Англичане, испанцы и бельгийцы ринулись было со своими обещаниями миллионных кредитов - прежде всего, чтобы спасти рабочие места на своих заводах европейской ветви "ДжМ". Однако Брюссель всем показал "красный свет". По заявлению председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу, в будущем любая госпомощь "Опелю" или "Воксхоллу" будет строго проверяться на совместимость с предписаниями ЕС. Все страны - члены ЕС смеют претендовать на одинаковые стартовые условия, никакого протекционизма - донеслось из Брюсселя.

Как и кто будет платить за реструктуризацию "Опеля", пока неясно. И поэтому будущее "Опеля", как и прежде, туманно.

Легковые авто Германия