В Санкт-Петербурге пасмурно и тревожно. Московский вокзал окружен плотным милицейским кордоном. В зале билетно-кассового центра практически пусто. Единственная огромная очередь - в кассу возврата билетов.
- Я хотела съездить на неделю к подруге в Москву. Но после трагических событий решила перенести поездку. У меня муж и двое детей. Я просто боюсь оставить их сиротами, - говорит петербурженка Светлана Владимирова.
В справочной вокзала подтвердили, что в субботу билеты сдавали сотни человек и возврат проездных документов продолжается.
- Особенно остро вся глубина и непоправимость случившегося чувствовалась в ночь трагедии, - вспоминает сотрудница билетно-кассового центра.
А когда в четвертом часу утра к платформе подошел поезд с первыми пассажирами, пережившими катастрофу, даже сотрудники правоохранительных органов не сразу рискнули задавать им традиционные вопросы: понимали, что люди в шоке.
Ольга Фатеева потеряла в катастрофе дочь.
- Перед выездом из Москвы моя девочка звонила, просила сварить горячего морса к ее приезду и согреть кровать. Потому что простыла и боится не поправиться к будням, - рыдала на плече у спасателей МЧС Ольга Андреевна.
Петербуржец Вадим Голиков тоже пришел на вокзал. Его любимая девушка Наташа, к счастью, вернулась домой живая и здоровая. Незадолго до крушения поезда молодые люди разругались по телефону. Внезапно вспыхнувшая ссора спасла Наталье жизнь.
- Мы перешли на повышенный тон. Видимо, чтобы не привлекать внимания соседей по купе, Наташе пришлось выйти в тамбур. Может, благодаря этому она и осталась жива.
В катастрофе "Невского экспресса" погибли десятки людей. Среди них и бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга 50-летний Сергей Тарасов. Он возвращался из Москвы к молодой жене, солистке балета Мариинского театра Анастасии Колеговой. Они были женаты всего полтора месяца. Последние полтора года Сергей Борисович работал в Москве - представлял Санкт-Петербург в Совете Федерации, а в минувшем октябре был назначен на должность председателя правления государственной компании "Российские автомобильные дороги".
-У меня в этом поезде сын ехал, - говорит пожилая женщина Ольга Владимировна. - Он в Афганистане воевал и вернулся живым. Я думала, что все самое страшное в нашей жизни уже позади. Такого страха натерпелась, пока на Московский вокзал ехала. Уже здесь выяснила, что, к счастью, он цел и невредим, скоро приедет домой.
А вот что вспоминает непосредственная участница страшных событий, прибывшая в Санкт-Петербург на "Сапсане" Валентина Иванова:
- Мы сначала даже не поняли, что произошло. Послышался грохот, поезд подпрыгнул. А дальше - жуткий скрежет и состав остановился. Наш вагон остался на рельсах, но было понятно, что произошла какая-то авария. От удара некоторые попадали на пол, кто-то ушибся.
В ту страшную для России ночь на Московском вокзале молодой мужчина, потерявший в трагедии любимую девушку, прямо у памятника Петру I в центре зала декламировал знаменитую "Балладу о прокуренном вагоне" Александра Кочеткова. Стихи очень сильные, но мало кто знает историю их создания. Летом 1932 года поэт отдыхал в Ставрополе. Ему надо было возвращаться в Москву. Он купил билет на сочинский поезд, но потом сдал его, решив остаться еще на три дня. Поезд не дошел двух километров до Киевского вокзала и сошел с рельс перед станцией Москва-3. Друзья посчитали Кочеткова погибшим. Через несколько дней его жена получила от убереженного судьбой мужа письмо. В нем была "Баллада о прокуренном вагоне": "С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них. И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг!.."
Тем временем
Вчера в Твери в областном бюро судебно-медицинских экспертиз проходило опознание тел погибших в "Невском экспрессе".
Для участия в этой страшной процедуре в Тверь приехали больше семидесяти человек: 30 - из Москвы, 38 - из Санкт-Петербурга и три человека из города Удомля Тверской области. Расходы по размещению, питанию, юридической и психологической поддержке людей взяла на себя администрация области.
Городская больница N 4, на территории которой находится бюро судмедэкспертизы, предоставила свое помещение, где с приехавшими на опознание людьми работали психологи. По словам главврача четвертой больницы Сергея Козлова, многим потребовалась не только психологическая, но и медицинская помощь, поэтому на месте постоянно дежурили врачи больницы - кардиологи и невропатологи, специалисты МЧС. Помощь оказывалась амбулаторно, госпитализация никому не потребовалась.
Для доставки тел в Москву тверская обладминистрация уже вчера выделила спецмашины. Что касается петербуржцев, то из-за дальности маршрута вопрос о выделении специальных рефрижераторов решен совместно с властями Санкт-Петербурга.