09.12.2009 01:00
Экономика

Антон Силуанов: Ждет ли регионы дефолт в 2010 году

Бюджеты регионов вне опасности
Текст:  Татьяна Конищева
Российская газета - Федеральный выпуск: №235 (5059)
Читать на сайте RG.RU

Едва был принят федеральный бюджет на 2010 год, в котором в том числе были определены размеры финансовой помощи регионам, как разразились дискуссии, что многие российские регионы в 2010 году ожидает чуть ли не дефолт.

А минфин уже почти готов ввести санкции, вплоть до введения внешнего управления в регионе потому, что дефициты их бюджетов превышают допустимый предел. С просьбой прояснить ситуацию корреспондент "Российской газеты" обратился к замминистру финансов РФ Антону Силуанову.

Российская газета: Антон Германович, сейчас появился целый ряд исследований, в которых эксперты утверждают, что в 2010 году ситуация в регионах будет развиваться довольно драматично. Дефициты бюджетов превысят возможные ожидания. Так ли это?

Антон Силуанов: Мне сложно отвечать за подобные исследования, я могу обсуждать только те цифры, которыми обладает минфин и сделанную на их основе оценку 2010 года. Если говорить о якобы дефолте регионов из-за большой дефицитности их бюджетов, то, замечу, что наличие дефицита не означает наличие финансовых проблем в регионе. Скорее, наоборот. Как правило, самые большие дефициты имеют сильные с финансовой точки зрения регионы. Это - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, то есть регионы-доноры, имеющие бюджетную обеспеченность выше среднероссийской. И наоборот, регионы, не имеющие собственной налоговой базы, получающие финансовую помощь из центра, имеют либо небольшой дефицит, либо принимают сбалансированные бюджеты.

Полную версию беседы читайте только на сайте

Так что, повторю, наличие дефицита не говорит о наличии финансовых проблем в регионе. Дефицит - это заимствования, которые превышают погашение ранее взятых долгов.

При этом, как правило, региональные власти заимствуют не на зарплату и на текущие цели, на которые достаточно своих налоговых доходов и трансфертов из центра. Занимают под инвестиции, на развитие, софинансирование проектов и т.д.

РГ: И как это выглядит в бюджетах? В минфине уже есть такие данные?

Силуанов: Давайте проанализируем ситуацию с дефицитом этого года: какой планировался и какой мы ожидаем. В первоначальном плане субъектов РФ на 2009 год, бюджеты которых принимались до кризиса, дефицит планировался в размере 433 мдрд рублей. После того как регионы поняли, что ситуация с доходами будет хуже, чем ожидалось, они провели корректировку, уточнив план, и дефицит вырос в два раза - до 894 млрд рублей. Это говорит о том, что регионы пересмотрели свои доходы, включив в источники его финансирования привлечение кредитов, в том числе и бюджетных. Напоминаю, что у нас в 2009 году предусмотрено в качестве антикризисной меры регионам предоставление бюджетных кредитов на сумму 150 млрд рублей. При этом они необременительны для регионов, так как стоят они дешево - всего четверть от ставки рефинансирования ЦБ. Сейчас, на последнюю отчетную дату (первое ноября. - Прим. авт.), мы видим, что региональные бюджеты в целом по России вышли на профицит в 200 млрд рублей. Правда, минфин не питает иллюзий, что по итогам года профицит сохранится, потому что у регионов есть неиспользованные остатки бюджетных средств, и как только они будут пущены в ход, тут же начнется рост дефицита. Сейчас на первое декабря остатки бюджетных средств в регионах составляют 630 млрд рублей. Около 300 млрд рублей переходят из года в год. Они накапливаются, в том числе и для того, чтобы, к примеру, выплачивать зарплату и оплачивать первоочередные расходы в январе. Если сальдировать все эти цифры, то в результате, к концу года дефицит бюджетов составит порядка 100-150 млрд рублей. В прошлом году, напомню, у нас был дефицит 50 млрд рублей.

РГ: А под какой процент доходности регионы занимают на рынке?

Силуанов: Порядка 14-15 процентов годовых. Как видите, это намного дороже, чем бюджетные кредиты. Кстати, привлечение банковских кредитов осуществлялось под 15-18 процентов в начале года и 13-15 процентов сегодня.

РГ: Что все-таки будет в 2010 году? Эксперты утверждают, что некоторые регионы могут оказаться на грани дефолта.

Силуанов: Что значит - дефолт региона? Это когда регионы не могут расплатиться по своим обязательствам, в том числе и перед банками. Проработав проекты бюджетов на 2010 год со многими регионами, мы видим, что существовавшие в прошлом году иллюзии прошли, бюджеты сформированы в основном реалистичными. Так что их плановая сбалансированность значительно лучше, чем в текущем году. Что касается обязательств по долгам перед банками, то министерство финансов ужесточило контроль за этим показателем, в том числе контроль за обязательствами региональных предприятий, которые осуществляют заимствования. Могу заверить, что в ситуации дефолта регионы в 2010 г. не попадут.

Кстати, в соответствии с данными, которые регионы предоставили минфину, в 2010 г. планируется дефицит в размере 412 млрд рублей против 894 млрд в текущем году. Это означает, что регионы, значительно уменьшили свои планы по заимствованиям, что соответствует реалиям следующего года. Расходы также будут уменьшены. А если говорить о доходах и расходах в целом, то общий объем доходов региональных бюджетов в 2010 г. составит 5 трлн 100 млрд рублей (плюс 435 млрд к 2009 г. ). Расходы в 2010-м составят 5 трлн 520 млрд рублей (уменьшение на 880 млрд к 2009-м).

РГ: На какой объем помощи федерального центра могут рассчитывать региональные бюджеты?

Силуанов: Объем межбюджетных трансфертов в 2010 г. составляет 1 трлн 122 млрд рублей против 1 трлн 464 млрд рублей в текущем году. Сокращение на 23 процента. Но сокращаются в первую очередь субсидии в основном инвестиционного характера и субвенции.

Сегодня произошло изменение структуры финансовой поддержки субъектов РФ, ее оптимизация. Это адекватное изменение на те кризисные явления, которые коснулись не только субъектов, но и федерального уровня. Выравнивающую помощь мы не сокращаем, а наоборот, увеличиваем, то есть все регионы будут иметь возможность оказывать бюджетные услуги должного качества. А субсидии на поддержку региональных обязательств будут сокращаться, потому что у федерального бюджета стало меньше возможностей помогать регионам.

РГ: Экспертны считают, что минфин может ввести специальные меры по отношению к регионам, так как они получили дефицит выше разрешенной планки?

Силуанов: Предельная планка дефицита установлена в процентах от налоговых и неналоговых доходов бюджета и составляет 15 процентов для субъекта и 10 - для муниципалитета. Что касается санкций, то субъекты по законодательству не могут увеличить дефицит сверх тех ограничений, которые установлены Бюджетным кодексом. То есть они не могут принять бюджет с дефицитом больше 15 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов. Если такое случается, то органы надзора опротестовывают это решение. Другое дело, что есть ряд регионов, которые могут напустить воздуху в свои бюджеты (т.е. неоправданно раздуть расходы, в надежде на сомнительные будущие доходы. - Прим. ред.).

Федеральный бюджет Бюджеты регионов Регионы Минфин