17.12.2009 00:30
Культура

В прокат выходит "Аватар" - самый ожидаемый фильм года

Сегодня в прокат выходит "Аватар" - самый ожидаемый фильм года
Текст:  Екатерина Мцитуридзе (Первый канал - специально для "РГ")
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (5066)
Читать на сайте RG.RU

Россия стала одной из первых стран, куда Джеймс Кэмерон прибыл со своей командой, чтобы представить свою новую работу.

На "Титанике" лично Кэмерон заработал 115 миллионов долларов - 600 тысяч за сценарий, 8 миллионов за режиссуру, остальное - проценты с проката. Бюджет "Титаника" составил 200 млн долларов. Кэмерон - первый режиссер, снявший фильм за 100 млн - "Терминатор", и первый, кто вышел за рамки 200 миллионов. Расходы на "Аватар" приблизились к 300 млн - и это тоже впервые.

Четырнадцать лет понадобилось ему, чтобы воплотить в жизнь "Аватар" - фильм мечты, для осуществления которой компьютерных технологий 90-х годов оказалось недостаточно. Все эти годы компания Кэмерона занималась разработкой нового поколения спецэффектов. Посмотрев трилогию "Властелин колец", обладатель рекордного числа "Оскаров" не поленился слетать в Новую Зеландию в мастерскую спецэффектов Питера Джексона и предложить ему совместно работать над созданием новых компьютерных систем. Потом несколько лет переписывали сценарий, еще год разрабатывали новый язык, съемочный процесс, когда велась непосредственно работа с актерами, провели в рекордно короткий срок - 31 день, монтировали и компьютеризировали все отснятое в течение четырех лет.

Екатерина Мцитуридзе: Как так получается, что ваши фильмы всегда опережают политику? Начнем с 1984 года, с "Терминатора", который стал одним из символов эпохи "холодной войны". Потом "Титаник", 1997 год, одиннадцать "Оскаров" получает мегамелодрама, и все это на фоне эпохи человечного президента Билла Клинтона. Затем - Буш-младший, во время правления которого вы предпочитали исследовать дно Мирового океана... И вот "Аватар", где возникает тема толерантности, всеобщего братства, и все это предшествует только начинающей проявляться политике нового президента Барака Обамы.

Джеймс Кэмерон: Барака Обаму действительно волнуют те проблемы, которые стоят перед обществом и которые волнуют нас всех. Они не только американского масштаба. Мы должны решать их сообща. Я имею в виду все эти угрожающие Земле катаклизмы - изменение климата, загрязнение окружающей среды, проблему энергоресурсов. Вот недавно Обама побывал на саммите в Копенгагене. Он искренне старается способствовать изменению ситуации, особенно в проблеме глобального потепления. Это правильное направление. Но каждый из нас, мы все должны двигаться в этом направлении. Такова связь "Аватара" с политикой.

Мцитуридзе: Какова главная цель фильма?

Кэмерон: В первую очередь - получить удовольствие, проделать грандиозное путешествие на другую планету, открыть что-то невиданное, в каком-то смысле - воссоздать сон. Но, помимо этого, в "Аватаре" есть и серьезный посыл. Философия толерантности, смысл которой в расширении кругозора, в способности видеть и слышать других людей, представляющих иную культуру, в желании понять их образ мышления, постараться увидеть мир их глазами.

Посмотрите, как западная цивилизация действует по отношению к туземцам? Постепенно выживает их. Это не геноцид, но медленный и верный способ истребления - пришли, выкопали все, что полезно, и открыли торговые центры. Мы просто перенесли это все на другую планету, на Пандору. Путешествие, в которое отправляется главный герой, попадая в племя гуманоидов по имени На ви, имеет и моральную, и философскую подоплеку. Он обнаруживает себя на стыке двух разных культур и сил. Он должен сделать свой выбор, понять, где правда, на чью сторону ему самому встать. Для американцев очень важно разглядеть за ультрапатриотической точкой зрения еще кое-что, понять, что в мире есть много других людей. Эта мысль влечет за собой оздоровление общества.

Мцитуридзе: Недавно наш президент Дмитрий Медведев на вопрос "Что самое важное в жизни?" ответил: "Любовь"!

Кэмерон: Отлично! Я совсем забыл вам рассказать, что за всеми этими многослойными посылами и спецэффектами "Аватар" - это настоящая "лавстори". Изначально мы не планировали акцентироваться на любовной истории. Только, когда появились актеры Сэм Уортингтон и Зои Салдана, мы поняли, что получается настоящая история любви. Поэтому я уверен, будет пролито немало слез в кинозалах...Некоторые после просмотра шутили: "Слава богу, мы смотрели фильм в темных очках (фильм сделан в трехмерном формате, в технологии 3D. - Прим. авт.), поэтому никто не увидел, как мы рыдали".

Мцитуридзе: О том, как вы создавали эту красоту, ходят легенды.

Кэмерон: Просто я вижу то, что вижу, и хочу, чтобы зрители тоже это все увидели. Для этого нужны технологии. Я как будто вернулся в детство, в те годы, когда зачитывался научной фантастикой.

Мцитуридзе: Вы же фанат "Звездных войн"?

Кэмерон: Еще бы! В 1977-м они произвели революцию в визуальном изображении. Мне хотелось снять супертехнологичное кино, но в старомодном стиле, в жанре приключений в джунглях, и чтобы действие разворачивалось на другой планете. Я люблю смешивать жизнь и спецэффекты. Технология "захвата образа" позволяет запоминать выражения лиц актеров и их передвижения, позволяет камере следить за перемещением уже оцифрованного героя в виртуальном пространстве. Это сильно расширяет возможности режиссера.

Мцитуридзе: Правда ли, что вы заказали лингвистам для фильма разработать новый язык?

Кэмерон: Да, они в течение года придумывали язык На ви. Я так ставил задачу, чтобы актеры смогли это произносить, но чтобы это не было похоже ни на один из человеческих языков. Специалисты смешивали полинезийские и некоторые африканские наречия.

Мцитуридзе: Правда, что вы вынашивали две идеи одновременно и только спустя 10 лет остановились на "Аватаре"?

Кэмерон: Да, но "Аватар" я хотел снимать по собственному сценарию, а "Боевой ангел" адаптировал по японским комиксам. В августе 2005 года я сконцентрировался на "Аватаре". Но у нас уже есть сценарий "Боевого ангела". Там будет другая игра, в более темных тонах.

Кстати

Во время монтажа "Титаника" сбоку на компьютер Кэмерон прикрепил бритву, с внутренней стороны которой было написано: "Использовать только в случае провала!"

Кино и ТВ