22.12.2009 00:41
Экономика

Проблемы развития малой авиации обсудили на конференции в Твери

От развития малой авиации зависит конкурентоспособность территорий
Текст:  Артур Королев (Тверь)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №246 (5070)
Читать на сайте RG.RU

Власти регионов не смогут обойтись без помощи государства в вопросах организации местного авиасообщения.

Такой вывод сделали участники конференции по проблемам развития малой авиации, прошедшей в Твери. На нее съехались чиновники, специалисты и руководители авиакомпаний и аэропортов ряда регионов ЦФО.

В России действует уже девять региональных программ по развитию авиаперевозок. Однако объемы использования малой авиации ("кукурузники" и вертолеты) несопоставимы с прежними временами. Когда-то в Тверь можно было запросто попасть самолетом практически из любого райцентра области. По словам руководителя регионального транспортного департамента Церена Церенова, в одночасье восстановить разрушенную систему невозможно. Но и затягивать с попытками нельзя - это влияет на транспортную доступность и конкурентоспособность регионов. Потребность в малых летных судах у российских регионов - огромная. С их помощью можно вести воздушное патрулирование местности, тушить лесные пожары, проводить экскурсии и экстренную госпитализацию. Кроме того, в труднодоступных районах, которых в стране еще предостаточно, вертолет или самолет - зачастую единственный вид транспорта и канал снабжения.

Но, чтобы восстановить и развить региональные авиаперевозки, необходимо решить множество задач. Во-первых, построить новые аэропорты и реконструировать старые - те, что входят в национальную опорную сеть. Сейчас минтранс реализует Концепцию их развития (до 2030 года количество действующих аэропортов в стране должно вырасти с 315 до 500). Однако выделяемые средства почти всегда идут на вложения в крупные авиационные узлы и до региональных аэропортов не доходят. На периферии нужны также посадочные площадки для вертолетов - хотя бы на территориях областных клинических больниц и вдоль автомобильных и железнодорожных трасс. Недавняя трагедия "Невского экспресса" наглядно показала, сколь важно иметь инфраструктуру для экстренной эвакуации пострадавших.

Во-вторых, придется численно восстановить и качественно обновить парк малых самолетов, модернизировать наземное радиотехническое оборудование. По оценке заместителя гендиректора крупной лизинговой компании Андрея Лебединца, общая емкость рынка на ближайшие три года - 60-80 самолетов малой вместимости. Есть хорошие отечественные модели - типа Ан-148-100 и Ан-148-200. Их эксплуатация удовлетворила бы спрос на региональные пассажирские авиаперевозки. Но на практике компании предпочитают эксплуатировать подержанную импортную технику. Она значительно дешевле, потребляет меньше топлива и быстрее окупается. Для сравнения: новый российский самолет на 50-60 мест стоит 16-18 миллионов долларов, аналогичная подержанная "иномарка" - три миллиона. С отечественными вертолетами - проще: их эксплуатируют весьма охотно.

В-третьих, в отрасли нужно решить кадровую проблему и отрегулировать действующие нормы. По существующим правилам для обслуживания небольшого импортного самолета популярной марки требуется обучить 14 человек. А за рубежом эту машину обслуживает сам пилот.

И наконец, необходимо преодолеть плановую убыточность перевозок малой авиацией. Понятно, что в условиях рынка жителям райцентров и поселков Тверской области будет непросто купить билет до Брянска или Смоленска. Поэтому свое слово должны сказать власти - через формирование системы госзаказа на такого рода услуги.

Специалисты привели в пример Воронежскую область. Финансовые потоки всех уровней там были сконцентрированы на решении вышеназванных проблем. В результате сегодня из Воронежа в Москву ежедневно отправляются четыре рейса, тогда как несколько лет назад не было ни одного.

На пути к этому находится и принимавшая сторона - Тверская область. При общем спаде объемов перевозок малыми воздушными судами в России регион оказался в текущем году единственным, где эта цифра выросла в полтора раза. Уже в 2010-м возможно возобновление авиасообщения с райцентрами Нелидово и Западная Двина. Кроме того, в каждом районе области планируется строительство трех вертолетных площадок - возле ЦРБ, трасс и в местах отдыха туристов.

Прямая речь

Константин Зуев, заместитель губернатора Тверской области:

- Местные и региональные авиалинии не смогут развиваться без участия государства. Оно должно обеспечивать им госзаказ, вкладываться в инфраструктуру и навигационное оборудование, обновлять парк воздушных судов.

Кстати

Как заявил на конференции замруководителя Росаэронавигации Александр Ведерников, по решению минтранса в Тверской области стартует пилотный проект "Уведомительный полет". Чтобы использовать малую авиацию, не нужно будет за двое суток определять план полетов. Для открытия воздушного коридора достаточно уведомить наземные службы за час до вылета. В случае успеха опыт будет распространен на всю Россию.

Авиатранспорт Тверь Центральная Россия