"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - провозгласил вчера первый зам. мэра Москвы глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин и лично возглавил пресс-тур по строящимся "народным гаражам".
Поездка почти через весь город - с севера на юго-восток - и впрямь оказалась полезной хотя бы потому, что лишний раз показала остроту проблемы для города. Автобус с журналистами пробирался по городским улицам почти на ощупь. Перед водителем стояла сложная задача: вовремя увернуться от встречных автомобилей и не задеть машины, стоящие не в один ряд на протяжении всей дороги. "Если убрать хотя бы эти авто, насколько бы просторнее стала проезжая часть", - размышлял вслух Ресин. И с сожалением констатировал: "Раньше чем лет за десять столько паркингов мы не построим". Да и это возможно лишь при условии, уточнил он, если город будет строить в год по 150-200 тысяч машино-мест, в то время как в нынешнем году, когда программа "народный гараж" стартовала повторно, ожидается ввод лишь 75 тысяч машино-мест. Всего же сейчас в городе разбросаны по дворам и переулкам 2 миллиона авто, не имеющих постоянного места.
Тем временем автобус все-таки добрался до района Бескудниково, где в микрорайоне 9, корпус 16, журналистов поджидал первый готовый "народный гараж", построенный за пять месяцев. "Все 300 машино-мест уже разобраны, - рассказал руководитель "Мосстроя-17" Сергей Дубатков. - Никого уговаривать не пришлось. Здесь новая застройка, люди приехали сюда из снесенных пятиэтажек и рады, что сразу могут пристроить под крышу и автомобили". "Не дорого - 350 тысяч рублей?" - обратился Ресин к Нине Савостьяновой, пришедшей окинуть хозяйским глазом, насколько удобно будет парковаться на выбранном месте. "Недешево, - честно сказала женщина. - Но мы с семьей довольны. Одной проблемой стало меньше. Теперь решили купить и сыну, он тоже живет в этом районе, на другой улице и у него по соседству там тоже строится "народный гараж".
На следующей автостоянке (Башиловская, 23) участников пресс-тура ждала механизированная парковка. Еще недавно на этом пятачке стояли 40 ракушек, а сейчас легко умещаются 123 машины - металлическая парковка имеет четыре уровня. Ломать голову, как достать авто с самого верхнего этажа, владельцам не приходится: приложил карточку к электронному устройству, и автоматика сама спустит автомобиль вниз. "Эта стоянка - китайского производства, обошлась в те же 350 тысяч рублей", - рассказал руководитель проекта Виталий Шабалин. У них занято пока лишь процентов 70 машино-мест, но он не сомневается, что к моменту, когда парковку примет госкомиссия, разойдутся и остальные. "Производство примерно таких же, но изготовленных по немецкой технологии, мы скоро наладим в Москве, - подключился к разговору руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. - Это поможет не дать "народным гаражам" вырасти в цене и в будущем".
На улице Авиамоторной в Рязанском районе на юго-востоке столицы, где недавно вырос новый микрорайон из светлых 25-этажных домов, журналисты с изумлением увидели целый "автосити" - 8 "народных гаражей" почти на 4000 машино-мест. Большую часть их строители обещают сдать в эксплуатацию за последнюю неделю этого года, и лишь один - в первом квартале будущего. "У нас поступило уже три тысячи заявок", - доложил глава управы Анатолий Евсеев. "Отличные гаражи, - считает председатель ТСЖ "Перспектива" Анатолий Селиванов. - Особенно если знать, что почти в точно таком же, но коммерческом, расположенном по соседству, машино-место стоит 1 миллион 200 тысяч рублей!"
Откуда такая разница в цене? Оказывается, она вполне объяснима. Землю, за которую пришлось бы платить по 7 тысяч долларов за место под один автомобиль, город предоставил бесплатно. Выбирая участки, заранее подумали о том, чтобы не попались такие, откуда за сумасшедшие деньги придется переносить в другое место коммуникации. Расходы на подготовку проектной документации оплачиваются из бюджета столицы. Вот так и складывается цена "народного гаража" по цене "народного автомобиля".
Подозрительным показалась корреспонденту "РГ" поначалу и слишком уж активная поддержка программы со стороны москвичей. Судя по почте в редакцию "РГ", мнение горожан до сих пор не было, мягко говоря, таким однозначным. Чаще всего жильцы делятся на два прямо противоположных лагеря: те, у кого машины есть, бьются за право построить их, а те, у кого нет, отстаивают свое право на чистый воздух и красивый газон там, где пытаются поставить эту "уродливую железяку". Но разгадка и тут обнаружилась весьма простая. "Задолго до того, как начать строительство гаража, райуправы прорабатывают все вопросы с жителями, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель управления гаражного строительства Виталий Крючков. - Реально работы начинаются только при условии, что власть находит общий язык с народом". Для того же чтобы это условие выполнялось, чиновникам пришлось заменить 90 процентов первоначально выделенных под гаражи земельных участков, а по 24 адресам вообще отказаться от строительства.
Наверное, в этом и состоит главный движитель программы: уметь слышать друг друга и горожанам, и москвичам.