В октябре нынешнего года в Смоленской области официально упразднены три деревни, в ноябре - девять.
Административная карта региона пустеет. В стираемых с нее населенных пунктах нет ни населения, ни частной собственности - одни названия, и жертвуют ими местные власти без особого сожаления. Даниловка, Демешки, Покрово-Даниловка, Ново-Крутилово, Крутцовка, Габаевщина, Буландино, Большое и Малое Стодолище… Все эти населенные пункты и масса других - в прошлом. Но куда деться от тоски по малой родине?
Домен в деревне
…Два года назад в Интернете появился сайт смоленской деревни Ложкино. Она расположена в Сафоновском районе, примерно в 40 километрах от райцентра, в 18 километрах от автомагистрали М-1 Москва-Минск, на берегу реки Вязьма, и существует вроде бы с XIX века. Плохие времена, как и для многих других российских деревень, наступили для Ложкина в 90-х годах прошлого века: колхоз разорился, трудоспособное население в поиске работы потянулось в города. Сейчас в деревне официально прописаны 13 человек (на деле - шесть), и в этом смысле Ложкино ненамного отличается от других деревень Старосельского сельского поселения. Например, в Анциферово - 7 жителей, в Боровщине и Синькове - по двое, а вот в деревнях Желудково, Зюньково, Лаврово и Никитино - вообще по одному. Но Ложкино - населенный пункт исключительный. И даже не потому, что имеет сайт - это по нынешним временам не такое уж и новшество. Изюминка в том, что у Ложкина есть не только реальное, но и виртуальное население! И немаленькое: в сетевом Ложкине обитаемы 167 домов! Создателя сайта зовут Андрей, ему 32 года, живет он в Подмосковье и занимается программированием, созданием и поддержкой интернет-сайтов.
- В Ложкине у меня вырос отец, - рассказал Андрей корреспонденту "РГ". - Каждый год в отпуск он привозил нас с мамой и сестрой в свою родную деревню отдохнуть, покупаться, порыбачить, сходить в лес, посадить-покопать картошку. Сейчас родственников в Ложкине у меня нет, но мы с тетей и двоюродным братом бываем там ежегодно. Провожу там меньше времени, чем хотелось бы - в основном месяц-два летом, когда позволяют обстоятельства, и не очень загружен работой. Сделать сайт - моя идея. Прежде, чем взяться за него, провел беглый опрос среди местной "дачной" молодежи, вместе с которой проводили детство в Ложкине, стоит ли это делать. Ответ был однозначный - да! Хотя бы в Интернете будет что-то родное...
Андрей говорит, что не держал в голове пафосных мыслей, и прекрасно понимает, что возрождению русской деревни таким способом не помочь. Однако многих людей, случайно оказавшихся на сайте "Ложкино.ру", виртуальная деревня заставила задуматься об их собственной малой родине. На гостевой странице сайта нередко появляются отзывы посетителей не только из России, но и из стран дальнего зарубежья, никак с Ложкино не связанных, которые буквально плачут, вспоминая свою родную деревеньку. Словом, все, как в известной песне на стихи Леонида Дербенева: "Сам себя считаю городским теперь я, здесь моя работа, здесь мои друзья. Но все та кже ночью снится мне деревня - отпустить меня не хочет родина моя".
Сетевое вселение
В виртуальном Ложкине можно поселиться - и не там, где разрешат, а самостоятельно выбрать подходящий дом и вид из окна. На сайте есть множество фотографий, позволяющих оценить красоту этой местности, а также карта деревни, на которой схематично нанесено большое количество домиков. Пока что большая их часть - 557 - пустует, но и занятых немало - 167.
Кто и зачем селится в виртуальном Ложкине? Вот типичный пример: "новосел" Нина, 12 декабря этого года заняла дом № 019. "Убежденная домохозяйка, замужем, дочери 24 года, сыну - 22, - рассказала она в гостевой книге о себе. - Занимаюсь любимым внуком и недавно приобретенным участком - это основное! Как я попала на ваш сайт? Ностальгия! Наверное, стара уже - от просмотра фоток сердце заныло... История моей деревни - один к одному, только наша ферма уже давно с землей сравнялась. Ехать мне туда не к кому, родичи продали дом после смерти бабушки. А вы молодцы, это ж так здорово - возвращение в детство!"
Виртуальное Ложкино представлено прекрасными фотографиями, которые, действительно, не оставляют безразличным. Кто-то обязательно представит себе, как прекрасно отправиться ранним утром на рыбалку, пока на Вязьме стоит туман, кто-то помечтает о походе за грибами, кому-то захочется повозиться с местными пушистыми котятами… Поддаваясь чувству, человек заводит себе в Ложкине виртуальный дом, а при желании может наладить и общение с соседями - по электронной почте, конечно.
Дачный режим
Реальное Ложкино переживает не лучшие времена. Когда-то, в советское время, здесь было 160 дворов, сейчас обитаемы всего четыре, где живут три бабушки, два дедушки и 25-летний парень Юра. Летом, с приездом дачников, пейзаж оживляется, и, по мнению Андрея, пора признать, что другого будущего у деревни уже не будет.
Кстати, дачники - не такой уж и плохой вариант для смоленских деревень, расположенных неподалеку от трассы М-1. Администрация региона в последнее время уделяет немало внимания привлечению туристов, и в число актуальных направлений этой работы включено несколько совершенно новых для Смоленщины - речь, в частности, идет о создании паломнического центра и развитии экологического туризма. "Дачное" направление ничем не хуже, и, пожалуй, стоит задуматься, каким образом местные власти могут способствовать его развитию. Стоит, пожалуй, добавить, что в 2010 году администрация Смоленской области намерена существенно увеличить объем средств, направляемых на социальное обустройство села.
Кстати
За последние годы два новых населенных пункта на Смоленщине все же появились - пусть пока только на бумаге. Один - в Гагаринском районе, где планируется построить коттеджный поселок для москвичей, которых тянет пожить на природе. Вторая деревня создана в Вяземском районе: застройщик надеется на переселенцев с Севера, рассчитывая получить господдержку своего проекта. Но процесс упразднения смоленских деревень в ближайшее время вряд ли остановится - по словам специалистов, работы тут еще непочатый край, поскольку в течение долгих лет приведением административной карты в соответствие с реальной ситуацией никто не занимался.
Александр Катровский, доктор географических наук, профессор, директор НИИ региональных исследований Смоленского гуманитарного университета
- Только в 2009 году в Смоленской области официально упразднено 22 населенных пункта. В 2007 году у нас насчитывалось 719 населенных пунктов без населения, к началу этого года их число увеличилось до 800. Здесь же нужно отметить, что увеличивается количество сельских поселений, где живет менее пяти человек, которые вот-вот могут полностью опустеть. Сейчас таких 1260 - это около 25 процентов от общего числа населенных пунктов Смоленской области.
Что касается населенных пунктов, которые оживают летом, когда приезжают дачники, то о них нужно вести особый разговор. Отходничество было в Смоленской области всегда - в том числе и в дореволюционное время, когда сельское население губернии составляло два миллиона человек. Оно резко возрастало зимой, поскольку сельскохозяйственные работы прекращались, а кормить семьи было нужно. То, что происходит в Ложкине, - своего рода отходничество наоборот, но жизнь этой деревни также подчиняется определенной ритмике. В сельской местности ведется не только хозяйственная деятельность, но и рекреационная - недаром появилось такое понятие, как агротуризм. И на Смоленщине есть немало населенных пунктов, практически лишившихся постоянного населения, но по-прежнему выполняющих рекреационные функции. У этих населенных пунктов есть роль, есть своя миссия, и, кстати, именно их жизнь в первую очередь могли бы оживить мигранты. Сегодня есть осознанная политика, есть конкретный перечень муниципальных районов, развитых в сельскохозяйственном отношении, куда направляются мигранты, - Смоленский, Починковский, Вяземский.
Рекреационный потенциал сельской местности велик, но мало изучен и мало востребован - мы, к сожалению, просто не знаем, какими возможностями обладаем. Если бы в Интернете существовал сайт с информацией о сельских населенных пунктах, готовых принять дачников, если бы местные власти внятно сформулировали условия, на которых те смогут поселиться в той или иной деревне, ситуация в этой сфере существенно изменилась бы. Но сейчас человек, заинтересованный в том, чтобы пожить в сельской местности, просто не знает, куда податься. К сожалению, во многих случаях приходится говорить о том, что потенциал был, но использовать его мы не сумели: например, от Кимборово, где родился известный путешественник, географ, исследователь Николай Пржевальский, ничего не осталось…