Новый закон "О такси в городе Москве" появился полтора года назад.
Но специалисты уже сейчас называют документ "провальным". До сих пор не сформирован даже реестр добросовестных перевозчиков... Между тем и без того невеселая ситуация в этой сфере только усугубляется.
По данным Московского транспортного союза, оборот нелегальных таксомоторных перевозок оценивается примерно в один миллиард долларов США в год. Сегодня на каждого легального таксиста приходится по 4-5 "бомбил".
Почему не заработал городской закон о такси, который был призван навести порядок на рынке таксомоторов, в том числе и "теневом"? В этом попытался разобраться корреспондент "РГ".
Бал правят "бомбилы"
Как известно, государственных таксомоторных компаний сейчас уже не осталось - все перевозчики давно уже частные, акционерные общества. Среди них - порядка десяти крупных, с полсотни - помельче.
По экспертным оценкам, сегодня по Москве колесят около 12 тысяч легальных машин (из них только четыре тысячи принадлежат крупным перевозчикам) и 40-50 тысяч "бомбил". И это без учета "заезжего" контингента: из соседних областей многие едут в столицу подзаработать на своей машине. В общем, задача, которая ставилась законом "О такси в городе Москве", - создать конкурентоспособную и безопасную среду для пассажирских перевозок легковым автотранспортом, далека от решения.
По словам председателя комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова, "реализация закона сорвана, за полтора года не сделано ни одного подготовительного шага". А проблемы нарастают как снежный ком.
Сторгуемся?
Основная причина, вызывающая недовольство горожан, - дороговизна московских такси. В этих машинах с шашечками не то что в булочную, но на работу не наездишься. Нужно иметь довольно солидный ежемесячный доход, чтобы платить таксистам по 20-22 рубля за километр пробега или 8-10 рублей за минуту поездки. А если учитывать, что средняя протяженность поездки по Москве - 30 километров, то она обойдется пассажиру в 600-700 рублей.
Поэтому многие горожане в случае спешки предпочитают пользоваться услугами более доступных "бомбил". Шашечек на их машинах нет, зато сами они есть везде. Подними руку - и сразу же притормозят с пяток машин.
С "бомбилами" и сторговаться можно. За бесценок они, конечно, не повезут. Но цену снижают. Даже профессиональные "бомбилы" сотню-другую рублей от "легальной" цены всегда скостить могут.
Закон, да не тот?
Но это же ненормально, когда в десятимиллионном мегаполисе в роли перевозчиков в основном выступают иногородние водители на видавших виды "четверках", "пятерках", "девятках". Они работают на себя, не платят налогов и не несут никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажиров.
Куда они повезут человека? На исправной ли машине или в пути у нее откажут тормоза? Доберутся ли до пункта назначения или заплутают в столичных каменных джунглях, и пассажир безнадежно опоздает туда, где его ждут? Согласитесь, такое положение не добавляет привлекательности имиджу столицы. Но почему конкурируют между собой только "бомбилы", а рынок легальных такси не развивается?
Дело дошло до того, что столичный департамент транспорта и связи призвал москвичей принять участие в изменении существующего городского закона о такси. Предложения просят направлять по электронной почте.
"РГ" тоже решила внести свою лепту и провела опрос специалистов: какой же закон нужен городу?
Вячеслав Лысаков, общественное движение автомобилистов "Свобода выбора":
- Поскольку московским властям оказалось не по силам навести порядок на этом диком рынке, то самый разумный путь - задействовать федеральное законодательство. В частности, недавно принятый закон о саморегулируемых организациях (СРО). Идея проста: в любой отрасли может быть создано некое сообщество, ассоциация, включающая 30, 50 или 100 организаций. Государство передает им часть своих функций, в том числе контролирующих. В свою очередь руководители СРО отвечают за каждого члена своей ассоциации, страхуют его деятельность, контролируют цены. В такой ситуации каждая ассоциация будет бороться за высокое качество услуг.
Александр Семенников, депутат Московской городской Думы:
- К сожалению, контролировать так называемых "бомбил" практически невозможно. А теоретически - есть способы наказания за незаконное предпринимательство. Надо серьезно повысить штрафы для нелегалов.
Айгуль Мередова, генеральный директор ООО "Такси престиж":
- По-моему, чтобы навести порядок, нужно создать в Москве как можно больше диспетчерских служб. Чтобы не сами водители сводили дебет с кредитом, а за них это делали профессионалы. Пусть они и контролируют водителей - чтобы те ездили на технически исправных машинах, знали город, вежливо общались с клиентами. Ведь многие водители приходят на предприятия из тех же "бомбил". Многие понимают, что здесь они могут получить больше заказов, чем если просто колесить в поисках клиентов. Если таких служб заказа будут много, то все "бомбилы" легализуются.
Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:
- Необходимо разработать механизмы реализации принятого закона. Для этого нужны четыре важных подзаконных акта:
1 Прежде всего - положение о порядке ведения реестра "Московское городское такси", в который на добровольной основе будут включаться все таксисты и таксомоторные предприятия, соблюдающие ряд требований.
2 Положение об аттестации водителей. В реестр могут попасть только те перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), водители которых имеют стаж не менее трех лет, владеют русским языком, знают Москву, ежегодно проходят медицинское обследование, а раз в пять лет - психиатрическое освидетельствование.
Естественно, что их автомобили должны быть в исправном техническом состоянии, соответствовать экологическим требованиям "Евро-2", а также оснащены электронным таксометром, через который производится оплата проезда.
3 Положение о специальном знаке. Ведь, как указано в законе, находящиеся в реестре таксисты обязаны иметь отличительную символику: "шашечки" и эмблему "Московское городское такси" на борту автомашины.
4 Положение о спецстоянках для городского такси. В законе записано, что городские власти оборудуют для муниципальных такси специальные стоянки в самых привлекательных местах города - у вокзалов, торговых центров, клиник, в аэропортах...
Кстати, на разработку всех этих документов уже отводилось время - 180 дней. Ни одно положение так и не было подготовлено профильным департаментом. Это выяснилось недавно, в стенах Мосгордумы, куда обратились представители московской прокуратуры. Их интересовало: законно ли Москва предоставляет льготу по налогообложению транспортным предприятиям, которые входят в городской реестр такси? Тут и выяснилось, что ни реестра, ни льгот нет.
А ведь идея с реестром очень хорошая. Благодаря ему водители получат и правовую защиту, и хорошие места, где всегда много клиентов, и льготы. При таких условиях они будут стараться попасть в реестр и таким образом выходить из "тени". Вот вам и конкурентная среда, и шанс на снижение цен.
Департамент транспорта и связи Москвы:
"горячая линия":
тел.: (495) 957-05-47; 957-05-91;
Московский транспортный союз:
тел.: (495) 637-75-64; 695-11-09.