Сдача в утиль автомобилей возрастом свыше 10 лет пройдет во всех российских регионах с 8 марта до 1 ноября 2010 года. Вчера премьер-министр Владимир Путин утвердил программу утилизации старых автомобилей. "РГ" публикует этот документ.
Стоимость программы обойдется бюджету в 11 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов рублей, как и запрашивал минпромторг, пойдут непосредственно на оплату скидок гражданам при покупке ими новых автомобилей. А это по 50 тысяч рублей за каждое старое авто. Еще 1 миллиард рублей получат торговцы машинами: им государство возместит затраты на доставку "металлолома" в пункты утилизации. 50 миллионов рублей запланировано на расходы по организации эксперимента.
Таким образом, за счет государства в России планируется осчастливить бонусами при покупке новых авто 199 тысяч автовладельцев. По оценкам экспертов, это порядка 14 процентов от прогнозируемого объема продаж в наступившем году (1,47 млн машин). Что касается автовладельцев, то по данным агентства "Автостат", под действие утилизационной программы в России фактически попадает 19,6 миллиона легковых автомобилей старше 10 лет. Это 56,9 процента всего российского автопарка.
В минпромторге делают все, чтобы новая программа по стимулированию спроса граждан сработала четко.
На сайте ведомства расписан пошаговый план действий граждан и дилеров. В ближайшее время будут утверждены бланки свидетельства об утилизации и договора, на основании которого дилеры будут хранить авто до момента снятия его с учета и затем предоставлять покупателям выбранные и зарезервированные ими автомобили.
Это примерно 60-65 моделей автомобилей, включая иномарки, выпускаемые в настоящее время в России. Правда, перечень моделей автомобилей, равно как и перечень уполномоченных дилеров, которым будет дано право участвовать в программе, также должны быть утверждены отдельным постановлением правительства в месячный срок.
Как сообщили " РГ" в минпромторге, этот перечень находится сейчас в разработке. Планируется, что в него войдут все официальные дилеры российских автозаводов. Оговорены и сроки оформления документов - это 3 - 5 дней при условии сдачи и покупки автомобиля в утиль в одном регионе.
Наиболее сложным моментом программы станет создание физической системы пунктов утилизации по стране. Их на сегодняшний день, по данным минпромторга, не более двадцати. Требования к пунктам утилизации, а также условия их участия в программе должны быть утверждены отдельным правительственным документом. Кстати, в документе особо оговаривается, что до 1 сентября 2010 года минпромторг должен разработать и направить в правительство концепцию создания в России системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. В данный момент рабочая группа создана и эта концепция готовится.
Субсидии из госбюджета торговцы автомобилями будут получать ежемесячно на расчетные счета, открытые в банках.
Между тем вчера же прошла информация, что начиная с 2010 года коммерческие банки приостановили в рамках государственной программы выдачу льготных кредитов на покупку автомобилей. В минпромторге "РГ" подтвердили, банки действуют по закону.
Дело в том, что правительство пока не продлило антикризисную программу льготного автокредитования после 31 декабря 2009 года. Однако, как сообщили в минпромторге, вопрос не закрыт. В ведомстве надеются, что окончательное решение о продлении льготного автокредитования на 2010 год будет положительным. Проект постановления готов и ждет рассмотрения в правительстве. Сроки принятия продляющего решения передвинуты на конец января. Как сказал в интервью " РГ" Виктор Христенко (см. "РГ" от 24 декабря 2009 г.) программа льготного автокредитования эффективно заработала только во второй половине года, когда изменились ее условия. Напомним, к программе вместо четырех уполномоченных банков в итоге подключились 92 банка, которые на 31 декабря 2009 года выдали гражданам 71 486 кредитов. Поэтому, по его словам, чтобы автокредит жил и дальше, эту программу надо было бы сохранить хотя бы на первую половину 2010 года.
Эксперты, кстати, предлагают государству увязать субсидии на утилизацию с программой льготного автокредитования. К примеру, 50 тысяч рублей, получаемые за старую машину, использовать в качестве первого взноса при получении льготного кредита на покупку нового автомобиля.
Тем временем
По данным "АСМ-холдинга", производство легковых автомобилей в России в 2009 году сократилось на 59,4 процента и составило 596 857 штук. При этом объем производства автомобилей традиционных отечественных марок снизился на 63,9% (до 316 922 штук), тогда как падение выпуска иномарок оказалось несколько меньшим - 52,7% (до 279 935 машин). Продажи же новых "легковушек" в России в 2009 году снизились на 49 процентов, до 1,46 млн штук.