Для многих заявление Минтимера Шаймиева о том, что он уходит из большой политики, стало неожиданностью и породило массу вопросов. Что заставило президента РТ, который находится у штурвала Татарстана почти двадцать лет, принять такое решение? Как отнеслись к этому его близкие и чем глава региона намерен заняться в отставке?..
Ответить на многочисленные вопросы постарался сам Минтимер Шаймиев на пресс-конференции, которую дал в Казани по возвращении из Москвы.
По словам президента РТ, вопрос об отставке для него был предопределен еще в 2005 году. Тогда он согласился поработать на посту еще один срок только по просьбе главы государства. Руководство страны и сейчас предлагало Шаймиеву остаться у руля республики, но на это раз он свое решение не изменил.
- Я подзадержался у власти, - говорит Минтимер Шаймиев. - Я давно пришел к выводу, что власть - это порочный и прочный круг, из которого вырываться психологически действительно очень сложно. Теперь, когда понимаю, что с 25 марта я уже не президент Татарстана, чувство свободы начинает постепенно вселяться в душу. Но вот ответственность когда уйдет... Уйдет ли? Я пока не могу даже себе до конца представить, как все это будет.
Журналистов интересовало, не связана ли предстоящая отставка с ухудшением здоровья главы республики. В ответ Минтимер Шаймиев только улыбнулся: поэтому, дескать, и на пресс-конференцию всех пригласил, чтобы все видели, что он жив и здоров.
По словам президента РТ, близких решение о его отставке только порадовало. Супруга даже прослезилась перед экраном телевизора.
Предложения перебраться, например, в Москву Минтимер Шаймиев всерьез никогда не рассматривал. Но признался, что последние пять лет много думал о том, чем займется, уйдя в отставку. Выяснилось, что у него давно есть заветная мечта - возродить Булгарский музей-заповедник, то место, где был принят ислам в России, а еще Свияжский музей-заповедник. Оба - памятники федерального значения, на восстановление которых до сих пор не хватало средств. Шаймиев заявил, что готов заниматься этим для души, вопрос зарплаты его не интересует.
- После заседания Госсовета я прошел к министру финансов Алексею Кудрину. Конечно, сумма, которая нужна на восстановление этих памятников, его как министра финансов смутила. Но понимание есть. Возможно, речь идет о паритетном финансировании. Что-то должно получиться.
Посмотрю, как чиновники - мешать будут мне или нет. А так мне не хочется занимать какую-то должность. По-моему, их было в моей жизни достаточно.
Не хочет ли Шаймиев, будучи в отставке, предаться воспоминаниям и издать мемуары? Этот вопрос развеселил главу республики. Он воспринял его как новый импульс к их написанию. По его признанию, об этом он думал. Вопрос в другом.
- Напишешь мемуары - кто их читать будет? - говорит президент РТ. - К моему стыду, пока я еще не прочитал мемуары Клинтона (а он умный президент, который очень много сделал). Отложил на потом. У меня информации сейчас столько, что в какой форме ее выдать, пока не знаю.
Самым ярким эпизодом своего правления Минтимер Шаймиев считает время, когда он избирался президентом республики на второй срок.
- Когда я избирался в первый раз и, будучи кандидатом, встречался с трудовыми коллективами, время было неспокойное, - вспоминает он. Тогда ведь даже детей от смешанных браков обзывать начали. Говорю с ними и вижу: люди хотят мне верить. Особенно русскоязычные. Но полной веры в глазах нет. И когда мой первый президентский срок закончился и люди меня поддержали, я по-человечески обрадовался. Они мне поверили! У них страх исчез.
Самым большим достижением Минтимер Шаймиев считает мир и взаимопонимание между людьми. Это то, что обязан будет упрочить и сохранить его преемник. В этой роли глава Татарстана видит действующего премьер-министра РТ Рустама Минниханова.
В то же время, подчеркивает Минтимер Шаймиев, он не ждет, что его преемник будет действовать точно так же, как он. По его словам, у Рустама Минниханова есть главное: "Этот человек любит родину и готов служить ее многонациональному населению". Другой его плюс в том, что он знает экономику и финансы, умеет так общаться с людьми, чтобы к нему прислушивались. А в остальном...
- Президентами не рождаются, ими становятся, - считает Шаймиев. - Я тоже не политик. Сама жизнь заставляет быть политиком. И у премьера голос появится.
- Я ухожу, но не прощаюсь, - напомнил Шаймиев. - К тому же я, насколько это возможно, буду от него не на большом расстоянии. Хотя к начальству очень близко подходить тоже нельзя: знать надо свое место. Думаю, ума хватит на это.