04.02.2010 00:19
Культура

Газинур Хайруллин рассказал, что правда и что вымысел в новом фильме "Кандагар"

Российский летчик - о том, что правда и что вымысел в выходящем в прокат фильме об их побеге из талибского плена
Текст:  Светлана Брайловская
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №23 (5102)
Читать на сайте RG.RU

4 февраля в прокат выходит фильм "Кандагар", в основу которого легли реальные события.

Дерзкий побег россиян уже был описан в десятках газет по всему миру и в документальной книге. И вот спустя 13 лет история летчиков из Татарстана вновь привлекла к себе внимание. Собственный корреспондент "РГ" в Казани встретился с теми, чей побег из плена лег в основу картины.

Думали: недоразумение

Со вторым пилотом экипажа грузового самолета Ил-76 Газинуром Хайруллиным (он стал прототипом героя Владимира Машкова) мы договорились, что разговаривать будем на летном поле. Специально для этого попросили руководство казанского аэропорта и местной авиакомпании помочь нам организовать фотосъемку на борту самолета.

- Помните тот августовский день 95-го, когда отправлялись в свой затянувшийся рейс? Не было предчувствия, что вам не следует подниматься в небо?

- Как раз напротив, все шло хорошо, - выдержав паузу, ответил Хайруллин. - На горизонте - ни одного облачка. Настроение у экипажа было приподнятым, ведь маршрут знали прекрасно, поэтому не сомневались, что полет будет успешным. На борту были ящики с патронами. Аналогичный груз экипаж перевозил не впервые. Все шло хорошо до тех пор, пока на хвост не сел истребитель, за штурвалом которого сидел пакистанский пилот, и не приказал садиться. Экипаж из Татарстана не торопился приземляться, выгадывал время. Пилоты успели передать домой, что их вынуждают сесть. Кружили долго, объяснив это тем, что нужно выработать топливо. Но уловка не сработала. Экипаж получил последнее предупреждение.

Как только самолет сел в Кандагаре, к нему ринулась обезумевшая толпа. Тогда летчикам действительно стало страшно. Первую ночь экипажу разрешили остаться на борту, но уже на следующий день их оставили спать на улице.

Полный текст, репортаж с премьеры, прямая речь авторов картины

- Несмотря на это, мы все еще ждали, что ситуация скоро разрешится, - рассказал Газинур Хайруллин. - Все стало рушиться, когда талибы показали журналистам из Пакистана, какой груз мы перевозили. Среди ящиков с патронами они откопали один со снарядами...

На третий день всех семерых членов экипажа (в фильме их пять) - командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова - увезли в неизвестном направлении. Команду поселили в хозблоке, где бетонный пол должен был служить им постелью. Через некоторое время летчики нашли старые рулоны с тканью, разорвали их и застелили вместо простыней. На вопрос, что было страшнее всего, Газинур Хайруллин не задумываясь сказал: "Неизвестность".

Шокировал по-арабски

Государственный советник при президенте Татарстана Тимур Акулов отправился к талибам добровольно. Востоковед по образованию, он прекрасно понимал, с кем ему придется иметь дело, и где-то в глубине души сильно сомневался, что у него получится найти общий язык с теми, кто удерживал наших соотечественников в плену. Но не полететь он не мог.

- В первый раз я попал к талибам в составе солидной делегации, куда входил представитель министерства иностранных дел России, - рассказал Тимур Юрьевич. - Мы встретились с советом "Талибана" в Кандагаре. Уже через 15 минут нам дали понять: никакого разговора не будет, пленники - преступники, они перевозили оружие, чтобы убивать их братьев, и судить летчиков будут по законам Шариата, а это значило одно - их расстреляют. Когда мне удалось добиться слова как представителю республики, где живут мусульмане, я заговорил по-арабски. Намеренно говорил медленно и долго, и понял, что меня не понимают. Талибы были шокированы. Тогда они пригласили своего министра иностранных дел, чтобы он перевел им. Больше часа я рассказывал им про Татарстан. Через несколько недель мне и Муниру Файзуллину - менеджеру компании, где работали ребята, разрешили навестить пленников.

То, чем их кормили, нельзя назвать едой, и в каждую свою поездку я вез им минеральную воду, соки, продукты. Но самое главное - письма от родных. А однажды взял с собой чемоданчик с космической связью. Это глава Татарстана Минтимер Шаймиев дал его, чтобы летчики могли связаться с домом. Чемодан килограммов 20 весил, но я его дотащил.

Бежать!

- Шанс бежать представился в первый раз, когда мы собрались все вместе, но из-за лопнувшего колеса план сорвался, - рассказал Газинур Хайруллин. - О второй попытке знает весь мир. Это произошло на 378-й день нашего заключения. Талибы подняли нас с рассветом и повезли в аэропорт. Нас сопровождала охрана. Мы уже все решили, но не торопились, чтобы у стражей не возникло никаких подозрений. Каждый из нас, как обычно, занимался своей работой. В какой-то момент мы сказали талибам: система перегрелась - ведь на улице было плюс 50, - и требуется перерыв полчаса, чтобы ее охладить. Часть охраны вместе с начальником пошли в здание аэропорта. На борту оставили лишь трех своих людей, двое из которых были вооружены автоматами. Экипаж готовил побег прямо у них на глазах, а они не понимали, что мы задумали. И только тогда, когда самолет оторвался от земли, охрана засуетилась и потребовала немедленно идти на посадку. О том, что они не шутят, было ясно, когда талибы передернули затворы. Терять было нечего, и мы с Асхатом Аббязовым пошли на них с голыми руками. Нам удалось выбить оружие, а потом вместе с ребятами связать охрану. ..

Как в кино

- О том, что про наш побег снимают кино, я узнал полтора года назад, - сказал Газинур Хайруллин. - Даже если многое в фильме - художественный вымысел, пусть будет так. Мне кажется, он имеет право на жизнь только потому, что в нем есть главная мысль: сломать нас не так просто, мы все это вынесли и смогли жить дальше.

Режиссер "Кандагара" Андрей Кавун обратился за помощью только к командиру экипажа Владимиру Шарпатову (его в фильме играет Александр Балуев). Пять лет назад Кавун приезжал к Герою России в Тюмень, и летчик передал ему свои дневники, которые вел в плену, и рассказал все, как там было.

В следующий раз они встретились уже через несколько лет в Москве на съемочной площадке.

- Я надеялся, что Андрей Кавун изобразит все, что было в реалиях, - сказал по телефону корреспонденту "РГ" Владимир Шарпатов. - Но когда увидел, что эпизоды из нашей жизни в плену в кино представлены иначе, возразил. Но режиссер убедил меня, что это художественный фильм, а не документальный, поэтому какие-то моменты стоит опустить, а какие-то, напротив, усилить. Я согласился с ним.

По мнению Владимира Шарпатова, сцена побега в фильме представлена гораздо мягче, чем было в действительности. Но она хотя бы близка к истине.

- Про нас такое писали в некоторых изданиях, что до сих пор обидно. И выкуп за нас заплатили, и побег был наш тщательно подготовлен... Я сначала думал судиться, но потом послушался мудрых людей, которые мне сказали: "Собака лает, ветер носит!"

Кино и ТВ