В свободное от основной работы время глава администрации селения Средние Ачалуки Адам Полонкоев дает вторую жизнь старинным авто.
Во всех закутках его большого двора стоят запыленные железные "кони", уже давно ставшие раритетами.
- Вот ГАЗ-67, который стали выпускать после Второй мировой войны и окрестили в народе "Иваном Виллисом" за сходство с американским внедорожником, - рассказывает мастер.
А этой модели английского завода "Свифт" 1902 года с деревянными колесами не оказалось даже в автомобильной энциклопедии.
- Она появилась у меня восемь лет назад, и пока смог только обработать раму кузова - склепал ее так, как было на оригинале.
Восстановить такую машину в первозданном виде - архисложная задача: где взять двигатель, который выпускали более века назад?! Поэтому пока это только заветная мечта Адама.
Большую часть его коллекции составляют легенды отечественного автопрома - "ЗИМы" завода имени Молотова, "победы", "Волги"-М21, сошедшие с конвейера более полувека назад.
- Многие из них нашел совершенно неожиданно в самой Ингушетии. Думал: здесь таких раритетов и быть не может, а оказалось, в республике есть 23 "ЗИМа", треть из них сегодня у меня.
При реставрации Адам старается, чтобы его вариант ни в чем не уступал оригиналу - даже в цвете. Одна из преображенных его руками машин отливает бирюзой - такую автомобильную расцветку сегодня практически не встретишь.
Мастер изучил особенности различных моделей. По его мнению, после современных легковушек сидеть, к примеру, за рулем "ЗИМа" все равно что в грузовике.
- Сказать, что они мощные, - не то слово, машины сделаны из очень качественного металла, который не рвется. Сейчас наши автомобилестроители вряд ли его используют.
Неуязвимость детища отечественного автопрома прошлых лет Адам смог опробовать на собственном опыте, когда перегонял одну из своих машин. Сидевший за рулем раритета водитель попытался проскочить на моргающий сигнал светофора, но тяжелая техника оказалась не такой поворотливой, как ее современные аналоги. Встречному "мерседесу" чудом удалось избежать столкновения со старожилом дороги, но следующие за ним "жигули" все-таки в него врезались. Несмотря на то, что удар был приличным, на ушедшей в историю модели не осталось даже царапины, а вот на "жигулях" пришлось менять двери.
Сам мастер ездит, по его словам, на "похожем на крокодила" "шевроле импала" 1967 года выпуска. Подобное авто в России - единственное. Первый владелец приобрел машину еще в советские времена в валютном магазине "Березка" в Тбилиси. Потом она попала к ростовскому чиновнику, а от него почти 30 лет назад к знакомому Полонкоевых.
Адам купил ее всего за 15 тысяч рублей несколько лет назад практически как металлолом, сегодня же машина просто красавица. Для этого в нее пришлось вложить немало труда и средств.
Многие детали на свои раритеты Адам не может изготовить сам, поэтому заказывает на местном заводе электроинструментов, ищет у автолюбителей в различных регионах страны. Сам сконструировал пескоструйный аппарат для чистки металлических деталей машин. Сначала он разбирает их буквально до винтика, снимает ржавчину и краску, обрабатывает антикоррозийными составами. Лишь затем начинаются кузовные работы. Процесс реставрации скрупулезный и длительный и требует терпения и любви к своему делу, которых у Адама, много лет профессионально занимающегося живописью, не занимать.