В январе продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России упали на 37%, или на 43 938 штук (по сравнению с январем прошлого года) - до 74 086 машин. Такие данные приводит комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) (см. диаграмму на стр.1). Хотя, как отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, показатели января слегка улучшились по сравнению с декабрем, когда продажи упали на 38% по сравнению с последним месяцем 2008-го. \"На тот момент были серьезные причины, определявшие непростое состояние рынка, - курсовая разница и различные у разных производителей остатки\", - говорит он.
В январе этого года экономическая ситуация в стране изменилась к лучшему. Однако темпы падения автопродаж сократились всего на процент. Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян объясняет это явление длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности. А вот ведущий аналитик агентства \"Автостат\" Андрей Топтун считает, что основных причин падения продаж несколько. \"Например, приостановка правительственной программы по субсидированию процентной ставки при кредитовании, - говорит он. - Только в декабре прошлого года этой программой воспользовались свыше 10 тысяч человек. Наверняка люди месяц-два подождут возобновления программы. Будут ждать и те, кто решил сдать свой старый автомобиль в утиль и получить утилизационную премию. Мы ожидаем восстановления рынка до уровня прошлого года в апреле-мае и небольшой рост, начиная со второго полугодия\".
Стимулировать продажи, по мнению властей, должна программа утилизации подержанных автомобилей, которая стартует 8 марта. Минпромторг сообщает, что в ней будут участвовать более 1100 автодилеров, а сама программа, реализация которой продлится до 1 ноября, будет действовать на всей территории РФ. Минпромторг рассчитывает, что с помощью этой программы удастся стимулировать продажи около 200 тыс. новых машин. Однако автовладельцы относятся к программе со скепсисом.
Опрос ВЦИОМ показал, что более половины россиян (59%), попадающих под действие программы, не собираются в ней участвовать. Возможностью получить сертификат на сумму 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля в обмен на старый планируют воспользоваться только 41% опрошенных автовладельцев. Главные причины отказа от участия в программе - это неподходящие условия и недоверие к правительственным программам в целом. Наибольшее несогласие российских автовладельцев вызвало положение о том, что для участия в программе необходимо заплатить 3 тыс. рублей - 69% сочли это условие несправедливым. Однако некоторые другие условия программы респонденты назвали справедливыми. Так, 70% опрошенных согласны с тем, что утилизируемый автомобиль должен находиться в собственности владельца не менее года, а 66% поддерживают и то, что программа распространяется на автомобили старше 10 лет и скидка в 50 тыс. рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%).