02.03.2010 00:44
Экономика

Жители верхневолжского побережья зимой рискуют жизнью на "диких" ледовых переправах

Пересечь Верхнюю Волгу зимой без нарушения закона практически невозможно
Текст:  Элина Труханова (Ярославль - Кострома - Тверь)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5121)
Читать на сайте RG.RU

Большая часть жителей верхневолжского побережья летом традиционно пользовалась паромными и лодочными переправами, зимой - ледовыми. Ведь мосты на великой русской реке, имеются только в крупных прибрежных городах.

Паромные переправы худо-бедно действуют и сейчас, хотя их содержание каждое лето влетает местным бюджетам в копеечку. А вот ледовые, в их классическом виде, исчезли лет двадцать назад, словно утекли в пору ледохода в сторону Каспия.

Широка река

Попытки возродить хорошую традицию устройства дорог на волжском льду время от времени предпринимаются, хотя и не всегда успешные. В основном народ переправляется на противоположный берег по "диким" переправам, то есть просто по замерзшей глади, не представляя, какой толщины прослойка отделяет подошву сапога или протектор шины от волжской воды.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за такое путешествие штраф пять тысяч рублей. Но это мало кого останавливает. И неудивительно. Более безопасный способ перемещения на другой берег настолько неудобен, что воспринимается как экстремальный и успехом не пользуется. Речь идет о том, чтобы использовать ближайший мост. Например, жителям Тутаева предлагается ездить… через Ярославль, который в часе езды. И хотя зимой тутаевские власти пускают по этому маршруту специальный автобус с льготными билетами, мало кто соглашается два часа добираться до работы, больницы, суда и прочих учреждений.

Столько же времени - через Кострому - едут до своего левобережного райцентра Красное-на-Волге жители правобережного сельского поселения Сидоровское. Аналогичная проблема встает перед населением ярославского поселка Красный Профинтерн, когда у них возникает надобность посетить расположенный за рекой райцентр Некрасовское.

В той же области - выше по течению Волги - по льду без устали летают легковушки между селом Глебово Рыбинского района и расположенной на противоположном берегу деревней Сменцево Некоузского района. И понять водителей можно. В противном случае им придется ехать через Мышкин или, того хуже, Углич. А это - полдня "убитого" времени. И уйма бензина.

Народными тропами

Мышкин - единственный в Ярославской области город на Волге, где несколько последних зим пытаются наладить законную, безопасную переправу. По договоренности с местной администрацией этим занялся Угличский порт. На проект было потрачено 800 тысяч рублей. Однако "премьерная" зима оказалась теплой, и переправа проработала всего месяц, а год назад и того меньше - неделю.

В нынешнем сезоне было решено пустить здесь паром ледового типа. То есть в месте переправы Волге просто не дали замерзнуть, и людей, транспорт и различные грузы всю зиму перевозят по воде. Морозы нынче крепкие, поэтому парому приходится курсировать туда-сюда даже ночью. А это очень затратно. Со слов первого замглавы Мышкинского муниципального района Ольги Минаевой, порт уже заявил о 300 тысячах рублей убытка. К чести мышкинцев, вопрос о дальнейшем функционировании переправы в местных властных кабинетах даже не поднимается.

- Деньги будем искать, и людей без переправы не оставим, - говорит Ольга Минаева.

Иная ситуация в Тутаеве. Для так называемого моногорода, потрясенного не только финансовым кризисом, но и кризисом местной власти, отсутствие зимней переправы - проблема хроническая. Пока главы Тутаевского муниципального района и городского поселения Тутаев делили полномочия, по неукрепленному льду, "закрытому" для прохода и проезда запретительными аншлагами, в начале и конце каждого рабочего дня двигались толпы тутаевцев.

Инструкция по проектированию, строительству и и эксплуатации ледовых переправ от 1998 года устарела, но другого документа нет

Новый глава городского поселения Тутаев Сергей Ершов, избранный в конце минувшего года, проблему, конечно, решить не успел. Но на льду расчистили дорогу, поставили вешки, начали измерять толщину льда, на обоих берегах установили прожекторы, чтобы люди не блуждали в потемках. Ежедневно у берега поперек ледовой дороги коммунальщики наваливают снежные валы, перегораживая путь автотранспорту. Но, как говорит Сергей Ершов, по ночам народ эти препятствия упорно разгребает и "фигурное катание" легковушек продолжается…

 Кстати, сотрудники госинспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС РФ по Ярославской области, регулярно объезжающие несанкционированные переправы "с дозором", среди потока автомашин на тутаевском отрезке Волги замечали и милицейские уазики, и кареты "скорой".

На штурм торосов

Самое опасное время на реке, однако, еще впереди. Зимой, особенно морозной, ощущение "твердой почвы" под ногами, даже на несанкционированной переправе, все-таки присутствует. Чего не скажешь о периоде, когда лед начинает таять. А Волга - коварная река. Даже в январскую стужу в ледяной корке на ее поверхности то и дело встречаются промоины.

- Весной в районе того же Тутаева просто страшные вещи творятся, - говорит замначальника отдела ГИМС ГУ МЧС РФ по Ярославской области Олег Тюрин. - Середина реки очищается ото льда быстрее, чем края, где, наоборот, обычно образуются торосы. Но по "чистой" воде между берегами уже начинают курсировать моторные лодки частников. Чтобы перебраться на них через Волгу за 5 минут и 15 рублей, люди перелезают через торосы, скатываются на пятой точке, а на другом берегу снова штурмуют ледовые нагромождения, иногда прыгают со льдины на льдину, плавающие в воде… Кошмарное зрелище.

- У нас в регионе, да и во многих других областях ЦФО, дороги через водоемы, которые принято называть переправами, на самом деле под такое определение не подпадают, - говорит замначальника отдела ГИМС ГУ МЧС РФ по Тверской области Андрей Ряснянский. - Даже если там организованы контроль за толщиной льда и дежурство спасателей, выставлены соответствующие знаки и так далее - это еще не переправа. Потому что для ее организации требуется в первую очередь проект. А это очень дорогое удовольствие.

В Костромской области по проекту намораживаются две ледовые переправы - на реке Унже в Макарьевском районе. Одна частная - в Макарьеве, вторая муниципальная - в районе поселка Горчуха. Благодаря последней зимой не остаются отрезанными от мира семь тысяч человек. Как рассказали в костромской ГИМС, несанкционированная дорога по льду реки здесь накатывалась всегда. Но три года назад прокуратура наказала за это местное начальство. В результате нашлись деньги и на проект, и на строительство "правильной" ледовой дороги.

Конечно, Унжа не Волга, но в той же Ярославской области на малых реках ситуация аналогична волжской. Однако сколько-нибудь громких заявлений по этому поводу со стороны прокуратуры не слышно, хотя ГИМС регулярно информирует ее подразделения на местах о ситуации на переправах.

Сотрудники спасательного ведомства, призванные отвечать за безопасность людей на воде, признают: инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ от 1998 года устарела. Но другого документа, регламентирующего их организацию, нет. Поэтому хочешь не хочешь - делай по максимуму. То есть переправа первой категории должна быть рассчитана более чем на 150 грузовиков-пятитонников в сутки, второй категории - на 150 и менее. "Облегченных" вариантов документ не предусматривает.

В таком виде переправы в центральной России в общем-то уже и не требуются. Время, когда по замерзшим рекам потоком шли грузы, миновало. Сейчас ими пользуются в основном пешеходы да легковой автотранспорт. Понятно, что обустройство ледовой дороги для них обойдется гораздо дешевле. Возможно, таких денег хватило бы и в городских и районных бюджетах… Поэтому, по мнению ряда специалистов, сегодня надо либо закрывать все "дикие" переправы и строго контролировать выполнение этого запрета, либо наоборот - легализовать те, что имеются.

Справка "РГ"

Согласно инструкции от 1998 года предусмотрены следующие этапы строительства ледовой переправы: разработка проекта; устройство подходов и съездов к переправе; углубление, а иногда спрямление русла реки; закрепление створа переправы; намораживание ледяного покрова; оборудование переправы служебными помещениями, спасательными средствами и средствами связи; обустройство у въездов на переправу павильонов для ожидания пассажиров и пешеходов; на переправах длиной более 100 метров установка вдоль пешеходной дорожки промежуточных стационарных или передвижных пунктов обогрева; обозначение границ трассы (днем - вехами, ночью - освещением) и другие.
 

Экономика Ярославль Тверь Кострома Центральная Россия