В конце прошлого сезона один из лучших российских театров - Омскую академическую драму - возглавил Геогрий Цхвирава. Для первой постановки в новой должности главного режиссера он выбрал трудную пьесу Людмилы Петрушевской "Три девушки в голубом".
Как и во многих российских, в том числе и столичных, театрах, в Омской драме не было спектаклей по пьесам 70-х - 80-х годов ХХ века, которые, казалось бы, отделены от нас непроходимой пропастью, а, по сути, очень важны для понимания сегодняшних дней. Людмила Петрушевская - самый яркий драматург "новой волны", постановки ее пьес всегда становились событиями, вот только появлялись они в театре не так уж часто. И неспроста. Майя Туровская назвала свою статью о драматургии Петрушевской "Трудные пьесы", Роман Тименчик определил их как "роман, записанный разговорами", а Роман Козак сформулировал стиль Петрушевской как "социалистический абсурд". Герои "Трех девушек в голубом" существуют в ситуациях повседневных, приземленных, заняты борьбой за выживание и выяснением отношений, порой довольно склочным. Три молодые женщины, троюродные сестры - вода на киселе - вывезли своих детей на подмосковную дачу, каждая считает себя вправе претендовать на наследство - полуразрушенный дом с протекающей крышей и сортиром, в который страшно войти. Но главная "информация" в этой пьесе, как, впрочем, и вообще в творчестве Петрушевской, заключена не в фабуле, а в языке.
Ставить Петрушевскую трудно, как, наверное, Андрея Платонова. Георгий Цхвирава, выбрав Петрушевскую, не искал легких путей. Безусловно рискованным было жанровое определение спектакля "комедия", которое, впрочем, сразу же видоизменилось в "картины недавнего прошлого".
В основе сценографии Эмиля Капелюша - образ двойного кинотеатра. Сцена-подиум задернута полупрозрачным занавесом, заставлена разномастными стульями, в глубине - небольшой экран. И на него, и на промежуточный занавес проецируются кадры голливудской комедии "Три милые девушки" с картинами счастливой и недоступной советским людям жизни, с идиллическими пейзажами и прекрасным лицом Дины Дурбин. Этот фильм смотрят жители дачного поселка - герои спектакля. Точно так же, по замыслу постановщиков, омские зрители смотрят на то, что еще недавно было их жизнью. Вдоль порталов - дверные коробки с надписями "Выход" и зловещие черные вентиляторы.
Действие на подмосковной даче разворачивается фактически на авансцене, где мебель заменяют грубые деревянные ящики. Сценическая площадка, освобожденная от стульев, становится то московской квартирой Ирины, где без конца трещит по телефону ее безмозглая мать, то домом любовника Ирины, где она вкушает недолгое счастье, то улицей Коктебеля - тогда второй подиум под экраном превращается в эстраду, с которой вживую звучат хиты того времени.
В ролях - артисты фактически всех поколений. Зомбированная хозяйка дачи, страдающая словесным недержанием, - старейшая актриса театра Елизавета Романенко, мать Ирины - тонко чувствующая абсурд пьесы Наталья Василиади, соблазнитель Ирины - Михаил Окунев. Девушек играют ведущие молодые актрисы Омской драмы Инга Матис, Екатерина Потапова, Лариса Свиркова.
Актеры "сражаются" с языком этой жестокой пьесы, пытаясь сделать его своим. Пока им не всегда удается взять верный тон, как и зрителям смириться с тем, что за тридцать лет в их жизни мало что изменилось по существу. Когда-то Лермонтов в хрестоматийном, но сегодня подзабытом предисловии к "Герою нашего времени" назвал свой роман "горьким лекарством", необходимым публике, которую слишком долго кормили сластями, от чего у нее испортился желудок. Постановка пьесы Петрушевской сегодня - это поступок. "Горькое лекарство", которое необходимо. Если вдуматься, спектакль Омской драмы - не только констатация диагноза, но и путь к преодолению болезни.