Вчера в СМИ появилось сообщение, что программу утилизации старых автомобилей отложили на 10 марта. В минпромторге "РГ" эту информацию опровергли.
"Программа стартовала, как и планировалось, 8 марта. В этот день дилеры на всей территории страны получили 514 заявлений от граждан на сдачу автохлама в обмен на покупку новых автомашин", - пояснили в ведомстве. Пока чиновники не комментируют, много это или мало - 514 заявлений на всю страну в первый день эксперимента. Основной приток покупателей ожидается на этой неделе.
Напомним, что цель программы, которая будет действовать до 1 ноября 2010 года, - стимулировать продажи новых машин. По расчетам минпромторга, государство с помощью дилеров планирует выкупить у населения в обмен на ваучер в 50 тысяч рублей 200 тысяч старых авто и столько же продать новых. На выкуп старых машин правительство выделило 11,5 миллиарда рублей.
Однако эксперты опасаются, что владельцев, которые захотят воспользоваться госпрограммой, будет гораздо больше, поскольку в стране почти 14 миллионов авто старше 1999 года. В минпромторге готовы объективно оценить ход госпрограммы примерно через месяц. И с учетом предварительных результатов сформулировать дальнейшие предложения или корректировки. Кроме того, для России механизм утилизации автотранспортных средств - экспериментальный, поэтому возможны несостыковки и трудности, не отрицают в ведомстве.
В аналитическом агентстве "Автостат" полагают, что в первые же дни программы чиновникам важно понять, насколько гладко будет работать цепочка "дилеры - ГИБДД", то есть пойдет процесс сдачи старого авто по доверенностям от клиентов. По некоторым сведениям в низовых звеньях ГИБДД из-за отсутствия четких инструкций пока отказываются на таких условиях принимать от дилеров документы и настаивают на личном присутствии владельцев.
Что касается объема заявок, то, по мнению гендиректора "Автостата" Сергея Целикова, только по одному дню спрогнозировать средний темп заявок невозможно. 514 заявок, считает Целиков, дилеры собрали от предусмотрительных граждан за два месяца подготовки к программе. Разгорится ли в ближайшие полгода ажиотаж на сдачу старых авто, эксперт "РГ" прогнозировать не решается. Хотя не исключил, что 200 тысяч машин могут разлететься еще до конца лета. Он напомнил, в США в 2009 году по аналогичной программе поддержки американского автопрома новые машины в обмен на старые закончились в течение недели. Тогда американское правительство выделило дополнительный транш господдержки, в два раза больше первоначального.
Беспокоит экспертов и ситуация с дилерами. "У них по-прежнему много вопросов к организаторам по компенсациям. Главный вопрос - как быстро государство будет выплачивать дилерам сумму скидки в 50 тысяч рублей. Если возникнут заминки и сбои, то дилеры начнут отказывать людям в приемке утиля. И тогда удастся ли сдать-купить машину по госпрограмме, во многом будет зависеть от настойчивости и пробивных качеств владельца автохлама", - заключает Целиков.
Между тем утилизационную программу правительства поддерживают сами автопроизводители и региональные власти. "По ходу программы многие автопроизводители, дилеры будут вносить в нее собственные инициативы и стимулирующие акценты", - предполагают в минпромторге.