АвтоВАЗ сможет получить от государства долгожданные деньги на расчеты со своими кредиторами. Минэкономразвития, минпромторг и минфин одобрили стратегию развития предприятия до 2020 года, сообщил вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач.
"Виза" трех ведомств была обязательным условием при предоставлении госпомощи автогиганту. Деньги ему должны предоставить "Ростехнологии", объем помощи - 28 миллиардов рублей. При этом ни АвтоВАЗу, ни другим российским автопроизводителям в ближайшее время не угрожает конкуренция со стороны зарубежных коллег. Клепач вчера опроверг сообщение некоторых СМИ о том, будто министерство предлагает вернуть на докризисный уровень пошлины на импортные машины и снизить их с 30 до 25 процентов. "Мы этого не предлагаем. Это нецелесообразно", - заявил Клепач журналистам. Подобные шаги, напомнил он, не предусмотрены и стратегией развития автопрома до 2020 года. Она была утверждена правительством в начале марта. Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, вопрос о снижении пошлин на завозимые иномарки мог возникнуть в связи с Таможенным союзом - у белорусских и казахских партнеров пошлины ниже, а с лета три государства должны жить по единым таможенным правилам.
Но российские власти, похоже, рассматривают отечественный автопром как один из немногих локомотивов экономического роста. По итогам февраля производство машин и оборудования стало практически единственной отраслью промышленности, продемонстрировавшей рост к январю. Вся остальная обработка - пищевая промышленность, химия, металлургия, строительство - просела. Оборот розничной торговли снизился с учетом сезонного фактора на один процент. Промышленность в целом потеряла с учетом сезонных факторов 0,6 процента, экономика ушла в минус на 0,9 процента. Спад зафиксирован впервые с лета прошлого года: до этого и ВВП, и промпроизводство стабильно прибавляли от месяца к месяцу.
Но министерство, признался Клепач, ожидало паузы в росте. Негатив дают сужение инвестиционного спроса, а также укрепление рубля, которое подогревает приток импорта. За январь-февраль рубль укрепился по отношению к доллару больше чем на три процента, к евро - почти на 8 процентов. Импорт в январе традиционно был меньше декабрьского, но во втором месяце снова пошел в рост. По прогнозам экспертов ГУ - ВШЭ, в феврале этого года стоимость импорта выросла к такому же периоду прошлого года на 20-25 процентов. Минэкономразвития, напомним, ожидает, что импорт прибавит в этом году 15 процентов. Эксперты полагают, что ускорение будет значительно большим. Инвестиции в феврале с учетом сезонного фактора снизились к январю на 0,4 процента, сообщил Клепач. По последним данным Росстата, инвестиции за январь-февраль без учета сезонного фактора упали к такому же периоду прошлого года на 8 процентов. При том что и в прошлом году за два первых месяца их падение к такому же периоду 2008 года было почти 13 процентов.
В министерстве, впрочем, надеются, что февральский спад был временным. Перелом может возникнуть уже в марте, после холодной зимы должны оттаять инвестиции, а вместе с ними и строительство. Позитивные сдвиги уже есть, убеждают расчеты ГУ - ВШЭ. Впервые с середины прошлого года незначительно увеличился средний уровень загрузки производственных мощностей стройсектора, сообщили вчера эксперты университета в своем обзоре строительного рынка. Замедлилось снижение деловой активности, спроса, сокращение численности рабочих. Улучшилась ситуация с финансированием. Правда, возникла новая проблема: наметилась тенденция увеличения темпов роста цен на строительные материалы. "Вероятнее всего, ценовое "дно" уже пройдено, а увеличение темпов роста цен объясняется начавшейся реализацией отложенного спроса в условиях сократившихся объемов строительства", - пишут авторы обзора.