24.03.2010 00:45
Авто

В Минпромторге предлагают не снижать в ближайшие пять лет пошлины на ввоз в Россию новых иномарок

В минпромторге предлагают не снижать в ближайшие пять лет пошлины на ввоз в Россию новых иномарок
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (5139)
Читать на сайте RG.RU

Импортные пошлины на новые иностранные автомобили можно вернуть на докризисный уровень. С таким предложением, сообщают некоторые СМИ, выступило минэкономразвития.

Как удалось выяснить "РГ", окончательного решения по этому вопросу пока нет. Но среди прочих вариантов такое предложение действительно существует. К нему вернутся после окончательного утверждения стратегии развития автопрома до 2020 года, пояснил вчера директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности минэкономразвития Алексей Лихачев.

Министерство подготовило доклад о таможенно-тарифных мерах защиты отечественных производителей автомобильной техники за подписью замминистра Андрея Слепнева, подтвердил Лихачев. Он был сделан по поручению президента: надо было проанализировать, как антикризисные пошлины повлияли на импортозамещение. В документе идет речь и о возможной корректировке пошлин на новые иномарки и об их возврате на докризисный уровень - с нынешних 30 до 25 процентов. Доклад уже рассматривался на подкомиссии под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова в конце прошлой недели, говорит Лихачев. Но решения принято не было.

Однако днем раньше, как писала "РГ", замглавы минэкономразвития Андрей Клепач заявил журналистам, что министерство не предлагает снижать пошлины. И добавил, что, по его мнению, делать этого не следует. Как пояснил Лихачев, в среднесрочной перспективе на такой шаг, наверное, действительно не пойдут. Один из вариантов - оставить пошлины на нынешнем уровне до 2015 года. Тем более если стратегия развития автопрома будет утверждена в ее амбициозном варианте.

Минпромторг такой вариант устраивает. Стратегия уже согласована всеми ведомствами, пояснили "РГ" в пресс-службе министерства. В ближайшее время после доработки технических деталей она должна быть утверждена окончательно. "Документ предполагает сохранение действующих таможенных ставок на импорт автомобилей на ближайшие несколько лет, - пояснили в минпромторге. - Это необходимое условие выращивания в России полноценного автопрома с участием глобальных игроков. Таможенный режим в отношении импорта новых автомобилей - это в том числе защита интересов иностранных инвесторов, уже реализующих проекты внутри страны. Причем принимающая во внимание их же обращения к нам. По нашему мнению, вернуться к обсуждению снижения пошлин, в том числе на новые машины, можно будет не раньше 2015 года - тогда изменения уже не повредят развитию производств внутри страны".

Ранее в прессе сообщалось, что к 2020 году выпуск легковых авто будет расти ежегодно на 16 процентов, доля импорта снизится до 20 процентов при нулевом ввозе подержанных машин, за десять лет будет создано 18 новых моделей автомобилей всех видов. При этом общая стоимость программы оценивается в 1,2-1,8 триллиона рублей, господдержка - в 180 миллиардов рублей.

Напомним, что повышенные пошлины на иномарки были введены в январе прошлого года. Правительство таким образом решило поддержать отечественный автопром. Пошлины повышали в зависимости от возраста машины. При этом меры вводились на девять месяцев, но в октябре их продлили до июля. Результаты действия повышенных пошлин показали, что старые машины практически перестали поступать в Россию: ввоз легковых иномарок в возрасте до пяти лет снизился в 30 раз, сообщается в докладе. Именно они и составляли главную конкуренцию российским производителям, сейчас их доля на рынке - всего 2,4 процента. Заградительные пошлины на старые иномарки подкомиссия Зубкова решила не менять еще в феврале. Импорт новых легковушек сократился в 3,2 раза, доля авто российского производства выросла с 40,2 процента в 2008 году до 51,5 процента в 2009 году.

Однако решение по пошлинам будет окончательно приниматься и с учетом других факторов. "Работая в Таможенном союзе, мы должны принимать во внимание мнение партнеров - Белоруссии и Казахстана, удовлетворение потребностей общего рынка, - поясняет Лихачев. - Две другие страны этот вопрос ставят достаточно интенсивно. К тому же не надо забывать, что все три государства ведут переговоры о присоединении к ВТО".

Но пока мы не являемся членами ВТО, надо пользоваться этой ситуацией, считает Валерий Миронов из Центра развития ГУ-Высшая школа экономики. К тому же российские пошлины, по его словам, не столь высоки. Китай, вспоминает Миронов, при развитии сборочных производств повышал пошлины до 100 процентов. Впрочем, скорее всего, поясняет эксперт, минэкономразвития, выдвигая свое предложение, просто решило показать международным организациям, что мы не являемся протекционистами - министерство демонстрирует, что высокие пошлины не навсегда, но и отменять их в ближайшее время не собирается. А что касается переговоров с Белоруссией и Казахстаном, это предмет торга, говорит Миронов. Российский рубль, напоминает он, после кризиса укрепился больше всех валют стран СНГ, и потому заводы будет выгоднее открывать на территории других стран - там, где дешевле и валюта, и рабочая сила. Но в рамках Таможенного союза появляются хорошие условия для создания совместных предприятий со странами-партнерами с участием российского капитала, говорит Миронов.

Легковые авто Минэкономразвития