Чиновники Смольного намерены не ограничиваться развитием сети перехватывающих парковок и начать развивать "приюты для автомобилей" нового типа - "безлюдные".
Это решение принято на рабочей встрече вице-губернатора Алексея Сергеева и руководителей ГУП "Центр автостоянок и гаражей". Эксперимент начнется после соответствующего постановления правительства города, которое должно появиться в течение года.
На первом этапе предложено взять несколько мест в центре Северной столицы, где до конца года будут установлены так называемые паркоматы, то есть автоматы для оплаты и получения квитанций. Их вскоре можно будет увидеть на Дворцовой (со стороны Певческого моста) и Конюшенной площадях, а также в Петроградском районе.
Как говорят чиновники, на Петроградке помимо терминала расчета по улицам будут передвигаться сотрудники с мобильными терминалами в руках. Но это не значит, что автомобилистов лишат возможности выбора места парковки, - недалеко от платных стоянок разместят бесплатные.
Пока в Смольном не называют улицы Петроградки, где будет проведен эксперимент. Не сообщается также и стоимость парковки, хотя специалисты считают, что она будет привязана к стоимости подобных парковок в аэропорту - 15 минут бесплатно, 100 рублей в час и 300 - в сутки.
Очевидно, город и дальше будет лоббировать данный проект, так как подобный вид парковки является и хорошим финансовым подспорьем бюджета - в Европе таким образом собирают до 30 процентов городской казны.
В Англии, например, паркоматы сами фотографируют машину в момент стоянки и сами штрафуют ее в случае превышения времени, а также отправляют хозяину SMS с напоминанием. Стоят такие аппараты около 5000 евро и не требуют дополнительного вмешательства человека.
Как говорят эксперты, несмотря на очевидное преимущество такого вида парковок, данная инициатива является полумерой в борьбе с пробками на дорогах: ее нужно использовать в связке с другими мероприятиями концепции регулирования транспортом, которой в городе, по существу, все еще нет. Так, другой проект Смольного, сеть перехватывающих парковок, также призванный очистить центр от лишних авто, реализуется не очень активно. В 2006 году начались разговоры о том, что вокруг центра Северной столицы в течение семи лет планируется создать около пятидесяти таких парковок. Предполагалось, что в итоге будет организовано три кольца перехватывающих стоянок: первое - около железнодорожных станций, второе - у периферийных станций метро, третье - у Обводного канала и Малой Невки.
Однако на данный момент количество подобных стоянок значительно меньше. В 2009 году в Санкт-Петербурге были открыты две перехватывающие парковки - у станций метро "Академическая" и "Проспект Просвещения", а также две социальные стоянки на Морской набережной и 1-й Советской улице. С начала 2010 года начали работать парковки около станций "Площадь Александра Невского-1" и "Парнас", к концу года будут открыты еще четыре: на Синопской набережной, у станции метро "Парнас", на проспекте Народного Ополчения и улице Грибакиных.
Проект этот вызывает самые противоречивые мнения автомобилистов, ссылающихся на то, например, что стоянка на "Волковской" уже превратилась из перехватывающей в обычную, а парковка на Синопской набережной расположена отнюдь не в пешеходной доступности, что делает ее попросту бесполезной.
Возвращаясь к концепции управления транспортом, стоит напомнить и один позитивный момент, который дает надежду на то, что город все-таки сможет справиться с пробками. До конца года в Санкт-Петербурге будет введена первая очередь Центра управления дорожным движением. Она обеспечит город информацией о тех участках, где на сегодняшний день уже установлена система автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), при этом центр свяжет имеющиеся объекты системы и светофоры. Сама АСУДД в тестовом режиме также заработает до конца года, а ее пусконаладка займет шесть месяцев следующего.
Правда, и здесь есть один нюанс. Сейчас в городе из 1500 светофоров лишь 20 процентов входит в систему АСУДД. Согласно адресной программе, в 2010 году планируется построить 39 светофорных объектов, реконструировать восемь. Другими словами, на ввод этой системы могут уйти многие годы. А до этого времени водителям даже до "безлюдных" и перехватывающих парковок добраться будет проблематично.
Джонни Суханов, заместитель директора ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей":
- Эксперимент будет проводиться исключительно для того, чтобы понять, насколько это необходимо и удобно для автомобилистов. Главное - отработать методику произведения расчета. Частные структуры в эксперименте участвовать не будут. Проводить его будет наш центр, подготовка поручена комитету по транспорту.
Справка "РГ"
По подсчетам комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ), к 2015 году в Санкт-Петербурге общее количество автомобилей составит около 1,62 миллиона единиц. Сейчас их примерно 1,5 миллиона. По расчетам, этот показатель в пять раз превышает пропускную способность улиц.